Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Конкурентная стратегия: этапы разработки, принципы формирования

E-mail Печать

М.В. Чебыкина,  (Д.э.н., профессор  кафедры КиМ, Самарский институт, филиал РЭУ)

alt

Конференция 05

Материалы международной научно-практической конференции

" ИННОВАЦИОННЫЕ И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"

г. Москва, 21 мая 2013 года

В ходе разработки конкурентной стратегии следует помнить об иерархии планирования — стратегия должна раскрывать заявленные цели и задачи предприятия. Для этого построение стратегии необходимо начинать с анализа текущей ситуации на рынке и собственного положения на нем. После сбора и анализа информации о рынке и конкурентах разрабатываются ответные действия — стратегии. Но стоит отметить, что сама готовая стратегия не является итогом и конечной целью разработки конкурентной стратегии, очень важно провести анализ ее внедрения и полученный опыт. Впоследствии данный анализ станет отправной точкой в будущей разработке стратегии. В общем виде разработку и внедрение конкурентной стратегии можно представить в виде следующей схемы:

alt

Рисунок 1 - Этапы разработки и внедрения конкурентной стратегии

Из множества принципов, таких как, пропорциональность производства, рациональности, научности и др. Автор показывает, что функция конкурентного стратегического планирования на предприятии, на основе приведенной схемы, осуществляется с помощью конкретных принципов, то есть правил формирования конкурентной стратегии на рынке.

Преемственность конкурентной стратегии заключается в том, что предприятие еще до разработки стратегии должно проанализировать предыдущий опыт, выяснить какие действия имели положительное действие в конкурентной борьбе и проверить их актуальность на текущий момент [1,2,3,4,5,14] Кроме того, изучение прошлого опыта позволит предприятию избежать старых ошибок при разработке новой стратегии.

Последовательность вызвана зависимостью последующего этапа от результатов, полученных на предыдущем. На основе чего необходим алгоритм выполняемых шагов по разработке стратегии, что позволит избежать рассогласованности конкурентной стратегии и рыночной конъюнктуры, ошибок, которые уже имели место в прошлом, оценить результаты, полученные в ходе реализации стратегии.

Цикличность конкурентного стратегического планирования проявляется в том, что итоги реализации конкурентной стратегии должны быть проанализированы и обязательно учтены при последующих разработках стратегий, так как конкурентная стратегия постоянно адаптируется под конкурентную среду.

Конкурентная стратегия; и ее составные части являются хорошим инструментом в руках менеджеров, поскольку позволяет решить целый ряд задач и проблем, с которыми сталкивается компания. Во-первых, имеющийся аналитический материал, полученный и структурированный в ходе формирование стратегии, позволяет как руководству, так и исполнителям четко увидеть ситуацию на рынке, положение компании на нем, реальность целей и путей их достижения. Во-вторых, утвержденная руководством компании (генеральным директором), конкурентная стратегия приобретает силу организационно-распорядительного документа. И, наконец, в-третьих, анализируя свою деятельность в прошлых периодах, компания может постоянно улучшать и расширять свою сферу деятельности, адекватно реагировать на рыночные изменения, укреплять свои рыночные позиции и завоевывать новые рынки [6,7,8,9,10,11,12,13].

Основными этапами внедряемой конкурентной стратегии являются:

  • Определение стратегической зоны хозяйствования компании — миссия и стратегия компании;
  • Предварительные задачи - основаны на предыдущем опыте и общекорпоративной стратегии. Они задают направление действий в конкурентной борьбе:
  • Сбор информации о внешней и внутренней среде;
  • Структурирование информации и последующий анализ;
  • Разработка конкурентной стратегии и выбор стратегических альтернатив;
  • Сопоставление разработанной стратегии и первоначальных целей и анализ выбранной стратегической альтернативы;
  • Реализация конкурентной стратегии - конкурентный план действий;
  • Контроль достижения поставленных целей и выполнения плана;
  • Анализ полученного опыта и реализованной стратегии — накопление опыта.

 

Последовательность систематических действий способна помочь при определении стратегий, когда ставки высоки и затраты ресурсов для фирмы значительны. Это снижает риск упустить важные вопросы и выявляет предположения, на которых основана стратегия и распределяются ресурсы.

Предложенное описание принципов конкурентного стратегического планирования является новым подходом в разработке конкурентных стратегий и с точки зрения автора открывает новые горизонты перед аналитиками. Новый подход заключается в том, что изначально согласованная с миссией компании, а также с общекорпоративными задачами, итоговая конкурентная стратегия будет направлена на повышение конкурентоспособности, не будет идти в разрез с рыночной идеологией компании.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Жирнова Т.В Экономическая сущность материальных и организационных факторов производства в ресурсообеспеченности предприятия // Вестник ОГУ. – № 3, 2007 – С .82-86

2. Жирнова Т.В. Системный подход к исследованию мониторинга производственно-экономической деятельности промышленного предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. № 11, 2011

3. Чебыкина М.В. Методические подходы в оценке эффективности использования маркетинговых факторов конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия // Вестник ОГУ. – №12, 2004. – С.101-106

4. Чебыкина М.В. Формирование маркетинга партнерских отношений как базовая стратегия повышения стоимости предприятий // Вестник ОГУ. – №8, 2005. – С. 120-125

5. Чебыкина М.В., Грачева Е.С. Конкурентоспособность предприятий как основа улучшения конкурентной позиции региона // Известия академии управления теория, стратегия, инновации. – №4 (5), 2011.        

6. Чебыкина М.В., Грачева Е.С. Оптимизация оценки конкурентоспособности предприятий (фирм)» // Вестник Самарского Экономического университета – № 12, 2011.

7. Чебыкина М.В., Грачева Е.С. Экономический механизм формирования региональной конкурентоспособности // Вестник ОГУ. – № 8, 2011.

8. Чебыкина М.В., Бобкова Е.Ю. Сбалансированность ресурсных факторов производства в формировании капитала предприятия // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5. С. 458-461

9. Чебыкина М.В., Бобкова Е.Ю. Система критериев и принципов эффективного использования ресурсного потенциала предприятия с учетом его капитализации // Экономика и менеджмент систем управления. 2012. Т. 6. № 4.3. С. 399-405

10. Шаталова Т.Н. Айвазян С.В. Теоретические аспекты управления ресурсным потенциалом региона // Вестник Самарского муниципального института управления. – №4, 2011. – С 40-48

11. Шаталова Т.Н. Диалектико-дуалистический подход к определению экономической категории «Конкурентоспособность промышленного предприятия» // Фундаментальные исследования. – №11, 2012. – Режим доступа: http://search.rae.ru/

12. Шаталова Т.Н. Еникеева А.Г. Экономическая сущность производственного потенциала // Вестник ОГУ. – № 8, 2007. – С. 85-91

13. Шаталова Т.Н. Жирнова Т.В. Проблемы стоимостного измерения материальных факторов производства на предприятиях // Вестник ОГУ. № 10, 2006 – С.276-281      


© М.В. Чебыкина,  Издательство "Научные технологии".

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства