Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Реформирование системы школьного образования как путь к диверсифицированной и наукоёмкой экономике

E-mail Печать

Д.С. Крапчунова,  (Студент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва)

alt

Конференция 04
 

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

В августе 2012 года Россия стала страной - членом ВТО. Вступление вызвало множество дискуссий и споров о необходимости членства в ВТО и проблемах, которые оно может за собой повлечь, был написан ряд научных статей и, в связи с этим, проведен анализ различных показателей.  Основная проблема ясна – это низкая конкурентоспособность российских товаров в условиях ВТО, и, соответственно, выбор пути перехода от сырьевой направленности к высокотехнологичным и наукоёмким отраслям и диверсифицированной экономике. Бесспорным остаётся тот факт, что данный сценарий развития остаётся невозможным без грамотной инвестиционной политики со стороны государства, которая будет предусматривать за собой выделение достаточных средств из федеральных и территориальных бюджетов  и создания благоприятного инвестиционного климата для привлечения средств частных лиц.

В России ВТО боятся: правительство размышляет, какую отрасль развивать, юридические лица, вспоминая печальное развитие событий стран, которое в своё время вступали в эту организацию, к примеру, в Индии, когда лишь 50% производителей смогли вынести конкуренцию со стороны Запада, безропотно ждут, каков будет итог. Но в то же время, часть дохода, получаемого от экспорта необработанного сырья,  может использоваться как основное средство финансирования факторов развития. В связи с этим, только при инвестировании исключительно на стадии производства, положительная динамика конкурентоспособности нашей индустрии будет краткосрочна, а далее последует стагнация или даже кризис.

Рассматриваемая тема весьма актуальна, так как по своей природе, люди ждут высокий результат моментально, не затрачивая множества усилий, однако, как показывает практика, стабильное развитие после критической ситуации невозможно в короткий срок, требуется долгосрочная стратегия планового, ступенчатого развития.

Всегда в основе развития должна быть база,  крепкий фундамент. В научной сфере этим фундаментом является школа.

Поэтому, изначально, инвестировать следует в реформирование системы школьного образования, так как она далеко не идеальна,  сегодняшние школьники – это через 7 – 10 лет практикующие учёные, которые при нужной своевременной мотивации уже за школьной партой, будут вносить свой вклад в развитие НИОКР, выводя экономику страны на новый уровень.

Инвестиции в образование не оказывают прямой экономический эффект, но обладают косвенным эффектом, оказывая непосредственное влияние на качественный рост экономики.

Проблем у российской школы множество, но в данной статье рассматривается сложность и неэффективность обучения в старших классах в связи с большим количеством обязательных дисциплин и затруднения в процессе подготовки к Единому Государственному Экзамену.

Студентам, вчерашним школьникам, особенно близка и понятна следующая ситуация: к моменту окончания среднего образования дети уже определяются с интересными им предметами, примерно представляя, как минимум, круг возможных будущих профессий. Определив ряд подходящих и приоритетных ВУЗов, школьник определяет тем самым дисциплины, которые ему необходимо  сдать по окончанию школы в формате ЕГЭ.

10 – 11 класс – это те два года, которые определяют судьбу школьника, за этот период ему необходимо мобилизовать свои силы и набрать максимальный балл, при этом, помимо необходимых предметов, школьник, желающий получить аттестат только на «хорошо» и «отлично», обязан преуспевать и в остальных предметах. Преподаватели данных дисциплин часто требуют особенной ответственности и прилежности, что является верным способом при изучении любого предмета.

Из- за неверно распределённой нагрузки педагоги ориентируют своё внимание и на младшие и на старшие классы одновременно. Возрастная разница, а так же цели развития и обучения, особенно ярко проявляются в детские и юношеские годы,  поэтому подходы к ученикам разных возрастов необходимы кардинально различные. Педагог, работающий с младшими классами, помимо своего первоначального назначения, несёт в себе роль воспитателя и тонкого детского психолога, в то время как в старших классах необходимо ориентироваться уже на результат в форме успешной сдачи ЕГЭ, тем более что личность человека к 15 годам уже сформировалась. Разделение педагогов по разным возрастным группам и разным приоритетам поможет сильно увеличить эффективность всей системы школьного образования в целом.

Путь решения этой проблемы кроется в американской системе школьного образования. В каждом штате система отличается друг от друга, однако, общие черты схожи: американские дети учатся 12 лет, из них последние два в High school, в которой обучаются около 3000 детей со всего округа. Эта школа больше напоминает колледж: изучают тут небольшой круг обязательных предметов и выбирают несколько тех, которые им интересны и необходимы для продолжения обучения в колледже. В такой школе работают лишь высококлассные профессионалы, ведь быть педагогом в Америке очень престижно, а стать сложно. Средняя заработная плата начинающего педагога составляет 30 000 – 35 000 $, а у квалифицированного учителя сумма в два раза больше. Это значит, что средняя ежемесячная заработная плата только начинающего учителя в Америке в переводе на отечественную валюту составляет 90 000 руб. В целом, в Америке тратят 7.7% ВВП на образование, а в России 4.3% ВВП, учитывая, что в Америке ВВП больше приблизительно в семь раз. Этот факт -  связующее звено между образованием и уровнем инновационной деятельности в США.

Возможность применения такой системы в России можно рассмотреть на примере Солнечногорского района Московской области. В Солнечногорском районе проживает 22 254 ребёнка, из них 3726 младших школьников и 5430 старшеклассников (5-11 класс). В районе функционирует 22 школы различной вместимости учеников. В 2012 году на территории Солнечногорского муниципального района неполное среднее образование получило 284 человека, а полное среднее 180 человек. Это значит, что на территории района примерно 400 человек одновременно учатся в старшей школе.

Определив всех старшеклассников в отдельную школу, причём вместимостью всего лишь в четыре сотни человек, оснастив всем необходимым оборудованием для изучения наукоёмких дисциплин и собрав под этой крышей педагогов, чья квалификация ориентирована на детей старшей школы их выпускные экзамены, что поможет лучше подготовить школьников интеллектуально и психологически к экзаменам, развить в детях способность мыслить и создавать. Учиться станет интереснее: появятся новые знакомые ровесники из других школ, а если развить и внешкольную жизнь, дети смогут совместить приятное с полезным, перестанут бояться коллектива, научатся общаться и выступать перед публикой. Таким образом, ребёнок не только получит максимальный балл, но и станет разносторонне развитым человеком с креативным, современным, системным мышлением, который не боится перемен, умеет найти контакт со сверстниками и старшими.

А так как Россия остро нуждается в кадрах, результатом деятельности которых являются высокотехнологические продукты, на базе школы стоит основать своего рода технопарк, чтобы к моменту поступления в университет ребёнок продолжал развивать свои идеи уже на новом уровне в качестве студента, а главное, осознавал сам процесс и цель своей научной деятельности.

Конечно, качественное образование невозможно и без материального поощрения учителей. Профессия педагога должна стать сложнодоступной, престижной, ведь на данный момент, по результатам социальных опросов, 40% родителей не хотят, чтобы их ребёнок был учителем, из этого числа опрошенных 7 процентов сами являются преподавателями ВУЗов и школ. Поэтому, помимо достойной заработной платы, после окончания школы, среди выпускников необходимо ввести производить опрос об их мнении о педагоге и попросить поставить ему оценку, а потом соотнести полученные данные с результатами выпускных экзаменов. Учителей, итог работы которых высок, необходимо высоко премировать, ведь педагог, это не только признание, это работа, целью которой является заработок.

В заключение хотелось бы обратиться к небольшой исторической справке. В конце 1950-х годов американцы были в шоке от русского прорыва в космос и обратили внимание на систему образования в России, поняв, что отстают они именно в основе: к концу начальной школы, ребёнок в России выходил с 10 000-ым словарным запасом, а американский в 1 800 –ым.

Система нашего образования была прекрасна, но время не стоит на месте, а вместе с ним и технологии, знания и требования. Всё это требует постоянного модифицирования.

Американцы поняли, в чём заключается их «точка бифуркации», а что насчёт нас?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. СПб.-Воронеж. – 2010. – с.88.

2. Сластенин В.А и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. Москва,-2009.-с 134-201.

3. Ирина Ивойлова.  // Российская газета [сайт]. http://www.rg.ru/2013/03/05/abiturienti.html  (дата обращения: 10.03. 2013).

4. Евгений Гонтмайхер. // Российская газета [сайт]. http://www.rg.ru/2004/07/28/obrazovanie.html (дата обращения: 11. 03.2013).


© Д.С. Крапчунова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства