Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Проблема информационного неравенства в развитии РФ

E-mail Печать

М.И. Кан,  (Студент, Финансовый Университет при Правительстве РФ, г. Москва)

alt

Конференция 04
 

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

XXI век - время информационных технологий. Они вошли стремительно в нашу жизнь, и сейчас невозможно представить эффективные коммуникации без информационных технологий. Общество, в котором большая часть занятых в экономике связаны с производством, хранением, переработкой и реализацией информации и знаний, называется информационным обществом. Очевидно, что все жители планеты не могут в одночасье стать информационным обществом, поэтому наряду с понятием «информационное общество» в нашу жизнь вошёл такой термин как «информационное (цифровое) неравенство». Информационное неравенство – это неравенство доступа граждан страны к повседневному применению информационных технологий в своей жизни. Россия, политика которой направлена на модернизацию экономики и которая борется за право быть ведущей державой, не может игнорировать этот процесс. При этом отчетливо видно, что информационное неравенство между регионами государства становится все значительнее. Устранение цифрового неравенства среди субъектов РФ и ее отдельными районами является приоритетной задачей социально-экономического направления развития страны, от чего зависит уровень и качество жизни населения.

 Информационное неравенство  - один из факторов социального расслоения общества, так как основным массивом «ущемлённых в информационных правах» являются социальные низы, или регионы с неблагоприятной экономикой. В Российской Федерации проблема неравенства (как социального, так и информационного) особенно ощущается между центром и периферией. Причем неравенство осложняется не только отсутствием доступа к ИТ-технологиям, но и неспособностью их использования в силу возрастных и образовательных ограничений. Согласно исследователям РАН, признаки цифрового неравенства можно классифицировать следующим образом: возрастной, территориальный, имущественный, образовательный, культурный [2,51]. Фонд общественного мнения называет факторы, стимулирующие «информационный раскол» между регионами страны:

  • вседозволенность – мнение о бесконтрольности Интернета, преобладании в Сети порнографии, призывов к терроризму, свержению власти и др.;
  • низкое качество информации. Часто сведения, представленные в Интернете, имеют более низкое качество, в сравнении с традиционными СМИ (могут анонимными или ложными и т. д.), т.е. основная сложность состоит в выборе качественной информации;
  • проблема безопасности и защиты данных;
  • низкий уровень жизни населения (взаимосвязь развития информационных технологий и уровня экономического развития);
  • неготовность общества к новым технологиям (недоверие к технологиям, компьютерная безграмотность, недостаточная компетентность людей, связанных с интернет-технологиями);
  • недостатки законодательного регулирования в информационной сфере.

 

Неравномерность информатизации регионов четко прослеживается и в статистике. Основным показателем «электронной готовности» служит индекс готовности регионов к информационному развитию. Методология построения индекса основывается на показателях, которые характеризуют три фактора электронного развития (человеческий капитал, ИКТ-инфраструктура, экономическая среда) и показателях доступа и использования информационных технологий в шести сферах деятельности (государственное и муниципальное управление, бизнес, здравоохранение, образование, культура, использование ИКТ домохозяйствами и населением)[4].

Индекс позволяет произвести оценку  текущего состояния, выявляя при этом наиболее проблемные зоны в информатизации общества  и определяя зоны информационного неравенства субъектов РФ. Индекс готовности, в федеральных округах значительно разнится (табл.1), если значение индекса в Северо-Западном округе составляет около 0,45, то в Северо-Кавказском федеральном округе он едва ли достигает 0,3 пункта.

Таблица 1. - Индекс готовности регионов России к информационному обществу [4]

Федеральный округ РФ

Значение индекса

ВРП на душу населения, руб

Северо-Западный

0,451

345 301,2

Центральный

0,440

420 102,4

Уральский

0,414

517 533,6

Дальневосточный

0,388

401 695,6

Приволжский

0,378

234 121,9

Сибирский

0,375

249 039,0

Южный

0,363

197 948,2

Северо-Кавказский

0,303

112 491,6

В таблице 1. хорошо прослеживается прямая зависимость значения ВРП и Индекса готовности. В федеральных округах, где ВРП на душу населения выше, выше и степень готовности населения к информационному обществу.

Серьезная проблема возникает и с информационной инфраструктурой. Ситуация, когда доля взрослого населения и домохозяйств, имеющих  доступ в интернет не достигает и 50% в целом по России за 2011 г, создает труднопреодолимый барьер для информатизации общества (табл.2).

Таблица  2. - Доля населения, домохозяйств, организаций и ОГВ, имеющих доступ в Интернет в 2011г.,% [3]

 

ЦФО

(без Москвы)

СЗФО (без Санкт-Петербурга)

ЮФО

ПФО

ДФО

СКФО

УФО

СФО

Доля взрослого населения, использующего Интернет (трехмесячная аудитория)

41,00

45,00

30,03

30,00

24,49

24,49

33,00

32,00

Доля организаций, имеющих доступ в интернет

49,00

35,00

43,00

47,00

39,0

32,00

40,00

48,00

Доля домохозяйств, имеющих доступ в интернет

36,89

46,05

31,60

32,41

21,46

21,46

39,75

32,25

Доля ОГВ, имеющих доступ к интернету

86,35

86,35

97,19

95,03

84,31

84,31

92,75

97,56

Значительных достижений страна достигла при реализации ФЦП «Электронная Россия»(2002-2010гг), основной задачей которой было перевод органов власти в электронный формат (создание «электронного правительства»): большая часть государственных и муниципальных органов присутствует в сети (более 80%), но это ничтожно при условии того, что всего 40% домохозяйств и организаций могут воспользоваться электронными услугами (табл.2). В связи с чем многие услуги приходится дублировать. Стоит обратить внимание и на качество инфраструктуры. Скорость подключения к Интернету в ДФО почти в 13 раз ниже, чем в более развитых федеральных округах. При этом стоимость доступа в интернет в месяц за 1 Мбит/с в среднем по России составляет 145 руб, тогда как в Москве и Санкт-Петербурге - 31 руб.[3]

Естественно, что в таких условиях построить информационное общество невозможно. Люди, которые пользуются достижениями ИКТ, воспринимают мир иначе, чем те, кто не имеет доступа к ним. Чем больше услуг и сервиса переходит в электронный формат, тем сложнее людям, которые не имеют доступа к сети Интернет.

Остается ещё много проблем, решить которые должна введенная в 2011 государственная программа «Информационное общество (2011-2020гг)». По мнению автора, информационное неравенство - одна из важнейших проблем построения информационного общества, для решения которой должны быть приоритетными следующие направления:

  • правильное, рациональное и достаточное развитие регионов России, снижение дифференциации между «бедными» и «богатыми», а также снижении стоимости информационных технологий и доступа в Интернет;
  • финансирование программ телекоммуникационных сетей по всей территории страны  и увеличение количества точек доступа к ИТ ресурсам;
  • обеспечение социально незащищенных категорий (пожилых, инвалидов, детей-сирот и др.) бесплатными условиями доступа к современным информационным технологиям;
  • создание общедоступных центров обучения информационной грамотности: консультационных центров, компьютерных курсов и др.

 

Также следует использовать учёт общественного мнения (социальные опросы, открытые обсуждения и др.), в связи с этим необходим мониторинг готовности граждан к жизни и работе в информационном сообществе.

Информатизация общества России проходит в условиях социальных изменений, которые оказывают значительное влияние на характер и содержание этого процесса. Для преодоления цифрового неравенства нужна активная позиция государства: создание правовых, политических, социально-экономических предпосылок для последующей информатизации страны.

Снижение информационного неравенства может способствовать сглаживанию социальной поляризации российского общества и стать ключевым фактором технологического прогресса.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вальвачев В.В.Динамика цифрового неравенства в современном мире// Научные проблемы гуманитарных исследований. 2010. № 7. С. 270-279.

2. Магомедова Н.А. Повышение уровня информационной культуры населения, как средство преодоления «информационного неравенства»// Вопросы структуризации экономики. 2011. № 4. С. 50-53.

3. Развитие Интернета в регионах России: информ. бюл. аналит.группы департамента маркетинга «Яндекс», 2012 г [Электронный ресурс].http://company.yandex.ru/researches/reports/2012/ya_internet_regions_2012.xml#toc5-3

4. Сайт  «Электронный регион» [электронный ресурс] http://eregion.ru/


© М.И. Кан,  Издательство "Научные технологии".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства