Услуги дополнительного образования: сущность, классификация, структура

0 Комментарии
Печать

Н.В. Данилов,  (Аспирант, Санкт-Петербургский институт гуманитарного образования)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 2 – ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

 

Материалы международной научно-практической конференции
"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"
г. Москва, 30 ноября 2012 года.

По нашему мнению, дать внутренне непротиворечивое определение услуги ДО невозможно, если предварительно не выяснить отношения между дополнительным и основным образованием разных уровней. Проще всего проиллюстрировать эти отношения можно на примере основного и дополнительного профессионального образования. Как нам кажется, основное профессиональное образование заключается в усвоении учащимся такого объема знаний, умений и навыков (или же объема компетенций), который позволяет вести профессиональную деятельность в рамках определенной профессии (специальности) с предусмотренным для данного уровня образования уровнем квалификации и соответствует:

  • установленным государством требованиям к содержанию знаний, умений и навыков (компетенций) для данного уровня образования;
  • сформированным образовательным учреждением основного профессионального образования учебным программам и учебным планам;
  • требованиям работодателей к уровню знаний, умений и навыков (компетенций) работников с данным уровнем квалификации.

 

Таким образом, дополнительное профессиональное образование, как явствует из самого его названия, призвано дополнить тот объем знаний (компетенций), которым обладает человек по итогам усвоения программы основного профессионального образования.

В свою очередь, с экономической точки зрения услуга основного профессионального образования состоит в предоставлении учащемуся доступа (на временной и платной основе) к ресурсам образовательного учреждения с целью обеспечить ему возможность усвоения установленного объема знаний, умений и навыков (компетенций) [3].

Речь может идти о:

  • Повышении квалификации (т. е. усвоении сотрудником дополнительного объема знаний или компетенций, которые позволят ему выполнять работу более высокого уровня сложности в рамках той же профессии или специальности);
  • Поддержании квалификации. В существующих источниках эта цель ДПО специально не выделяется, что, на наш взгляд, не совсем верно. Дело в том, что благодаря научно-техническому прогрессу требования к специалистам одной и той же квалификации непрерывно повышаются, и для сохранения своего уровня квалификации работник должен регулярно проходить дополнительное обучение. В рамках этого обучения он не получает более высокий квалификационный разряд, а лишь подтверждает свое соответствие новым требованиям к своему нынешнему разряду. По этой причине использовать для данного типа ДПО термин «повышение квалификации», по нашему мнению, некорректно, и мы предлагаем ввести термин «поддержание квалификации»;
  • Функциональной переподготовке (например, если сотрудник переходит из категории исполнителей в категорию специалистов или руководителей). В данном случае говорить о повышении квалификации также некорректно – человеку прививаются навыки работы на новой должности в рамках выбранной профессии;
  • Профессиональной переподготовке (обучение навыкам работы в новой профессии или специальности с присвоением соответствующей квалификации);
  • Вспомогательном образовании. Этот вид ДПО также специально не выделяется, однако играет немаловажную роль в обеспечении финансирования образовательных учреждений. Речь идет о содействии плохо успевающим учащимся в усвоении знаний (компетенций), предусмотренных ГОС;
  • Восстановительное образование – повторное прохождение определенной образовательной программы. Необходимость в нем может быть вызвана тем, что человек, ранее успешно освоивший данную программу, впоследствии утратил соответствующие навыки из-за того, что не было нужды в их использовании. Однако если такая нужда возникла, желательно это навыки освежить, для чего и служит повторное обучение;
  • Первичном профессиональном образовании. В данном случае мы имеем в виду ситуации, когда человек по каким-либо причинам осваивает не весь цикл дисциплин, предусмотренных ГОС для профессионального образования соответствующего уровня по определенной специальности, а лишь набор узкопрофессиональных предметов.

 

С основным (непрофессиональным) образованием ситуация выглядит более сложной, так как цель такого образования – дать учащемуся тот необходимый (установленный государственным стандартом) минимум знаний (компетенций), который позволит ему быть полноценным членом общества (и в том числе – даст возможность пройти процедуру отбору в учреждения профессионального образования). По этой причине задача дополнительного (к основному) образования – повысить перспективы личной и социальной самореализации человека, являющегося носителем (или получателем) основного образования определенного уровня, с учетом специфики его индивидуальных запросов, личного и общественного положения, а также изменения требований к уровню его знаний (и компетенций), порожденных изменениями в окружающем его обществе. В дополнительном основном образовании (ДОО), по нашему мнению, можно найти следующие разновидности образовательных услуг:

  • Вспомогательное образование (как и в случае с ДПО, речь идет о содействии учащимся в усвоении знаний и/или компетенций, предусмотренных образовательным стандартом соответствующего уровня). Как правило, получается параллельно с основным образованием. Его задача – адаптировать механизм оказания образовательной услуги к индивидуальным особенностям конкретного учащегося. Может предоставляться как в учреждении основного образования, так и внешними образовательными организациями. В качестве примера можно привести курсы по подготовке к сдаче ЕГЭ;
  • Индивидуализированное образование – более активное развитие индивидуальных способностей учащегося по сравнению с требованиями ГОС. Примерами могут быть музыкальные школы, спортивные, художественные, драматические и прочие кружки;
  • Поддерживающее образование – его задача состоит в дополнении имеющегося общего объема знаний и компетенций дополнительными навыками, чье наличие стало важным для успешного члена общества в силу социальных изменений, научно-технического прогресса и т. д.;
  • Восстановительное образование (его содержание аналогично восстановительному образованию, рассмотренному выше для ДПО);
  • Социальная переподготовка – достаточно громоздкий термин, под которым подразумевается усвоение нового объема знаний (компетенций), обусловленное резкой сменой общества, в котором живет человек. Речь может идти, например, о подготовке к сдаче экзамена на знание государственной истории и государственного языка, предусмотренного законодательствами отдельных стран для получения гражданства или вида на жительства. Очевидно, что этот массив знаний не мог быть сообщен человеку в ходе освоения основной образовательной программы в стране происхождения.

 

Таким образом, для организации ДО ключевое значение имеет способность привлекать потребителей за счет максимальной адаптации содержания дополнительной образовательной услуги к их запросам (поскольку именно готовность клиентов приобретать эти услуги в конечном счете определяет рыночную успешность образовательной организации). В этой связи целесообразно рассмотреть содержание услуги ДО. Для этого мы экстраполируем модель содержания совершенной медицинской услуги, предложенную в работе [1, с. 15] на услугу ДО (табл. 1).

Табл. 1. Элементы услуги дополнительного образования

Элементы

Интерпретация

Примечания

Фундаментальная полезность

Удовлетворение потребности человека в получении дополнительного объема знаний, умений и навыков (компетенций), необходимых для более успешной личной, социальной и профессиональной самореализации

 

Экономическая природа

Предоставление потребителю на временной и платной основе права использовать материальные, нематериальные и кадровые ресурсы образовательной организации для получения требуемого дополнительного объема знаний (компетенций)

 

Основная услуга

Образовательная услуга, направленная на удовлетворение потребности человека в дополнительном образовании (т. е. на достижение той цели, ради которой человек обратился в образовательное учреждение)

Собственно обучение (личное взаимодействие преподавателя и учащегося, сопровождающееся передачей знаний и/или формированием компетенций)

Вспомогательная услуга

Образовательная услуга, оказание которой позволяет обеспечить достижение целей основной услуги

Тестирование при поступлении в образовательное учреждение с целью определения уровня подготовки учащегося

Сопутствующая услуга

Услуга, не имеющая образовательного характера, однако призванная обеспечить достижение целей основной услуги

Подбор места практики, предоставление общежития

Сервисная услуга

Услуга, не имеющая образовательного характера и направленная на повышение комфорта потребителя при получении основной, вспомогательной и/или сопутствующей услуги

Услуги питания

Это означает, что конкурентоспособность образовательного учреждения в современных условиях будет строиться не только (и, возможно, не столько) на содержании основной услуги (в силу ее высокой стандартизации), сколько на способности предложить потребителям наиболее привлекательные сопутствующие и сервисные услуги. Вспомогательные услуги, на наш взгляд, решающего обеспечения для конкурентоспособности не имеют.

Успех образовательного учреждения на рынке ДО будет обуславливаться следующими факторами:

  • Точный выбор целевой аудитории;
  • Точное определение образовательных потребностей этой аудитории (т. е. выявление той разновидности услуг ДО, в получении которой заинтересованы представители целевого сегмента). Это, разумеется, предполагает выявление тех целей, которых хотят достичь потребители в результате получения образовательной услуги;
  • Формирование оптимальной структуры образовательной услуги (включающей в себя основную, вспомогательную, сопутствующую и сервисную услуги);
  • Правильный выбор цены;
  • Правильное коммуникационное взаимодействие с целевой аудиторией.

 

Иными словами, для деятельности учреждений ДО большое значение имеет не только педагогический, но и маркетинговый аспект их работы, чему, к сожалению, не всегда уделяется достаточно внимания. Это, в частности, ставит вопрос о необходимости разработки комплекса маркетинга, адаптированного к специфике образовательных услуг [2].


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Венгерова И. В. Ресурсное обеспечение медицинских услуг в современной экономике. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2012.

2. Котляров И. Д. Комплекс маркетинга: попытка критического анализа // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2012. - № 4. Доступно онлайн по адресу: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/4/kotliarov.pdf. Проверено 06.10.2012.

3. Котляров И. Д. Сущность услуги как экономического блага // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2012. - № 3. – С. 79-86.


© Н.В. Данилов,  Изд-во "Научные технологии", 2012.