Проблемы государственного регулирования тарифной политики в электроэнергетике

0 Комментарии
Печать

А.А. Дранаева,  (Аспирант, Российский университет дружбы народов, г. Москва)

А.А. Русинов,  (Аспирант, Российский университет дружбы народов, г. Москва)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 7– ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

* Исследование подготовлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда проект № 12-02-00258а «Разработка теоретических подходов и практических рекомендаций по структурной модернизации  электроэнергетики Российской Федерации на базе анализа современного состояния и выявления проблем развития отрасли в результате реализации рыночных реформ и финансово-экономического кризиса»

Материалы международной научно-практической конференции

"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"

г. Москва, 30 ноября 2012 года

Проблема государственного регулирования тарифной политики в электроэнергетике является актуальной по причине значительного роста тарифов на электроэнергию, наблюдаемого на протяжении последних лет. Если сохранится данная тенденция, то в скором времени тарифы на электроэнергию в России будут выше, чем в Соединенных Штатах и странах ЕС, хотя цена, к примеру, на энергоноситель – природный газ в РФ для электростанций значительно ниже, чем в указанных государствах. При этом, важно учитывать, что затраты на энергоносители в целом в структуре себестоимости продукции в России в среднем в 1,7 раза превышают аналогичные показатели в Китае, в 7 раз – в Соединенных Штатах, в 12 раз – в странах ЕС [4]. И это одна из главных причин неконкурентоспособности нашей экономики.

Помимо этого, происходит негативная дефор­мация структуры тарифов в сторону резкого уве­личения сетевой составляющей. В целом можно констатировать, что после распада СССР сущест­венно снизились экономическая эффективность функционирования, темпы развития электро­энергетики в России и прогнозы, на которых базировалась реформа РАО ЕЭС, завершенная в 2008 году, не оправдались.

Безусловно, во многом проблемы в отрасли обуславливаются значительным износом основных фондов, который по объектам электроэнергетики в России – более 50%, что выше, чем по промышленности в целом [1]. Отражением этого является рост расходов топлива на производимую электроэнергию, увеличение потерь в сетях и низким КПД в целом.

Наряду и износом основных фондов, причинами снижения экономиче­ской эффективности функционирования электро­энергетики являются:

  • устаревшие энергетические технологии, исполь­зуемые в тепловой энергетике страны, особенно при генерации электроэнергии на газовых электро­станциях, и в электросетях низкого напряжения;
  • использование морально устарев­шего оборудования на электростанциях и в электрических сетях (его доля превышает 40% всего установленного);
  • несовершенство системы управления развитием отрасли в условиях образо­вания многочисленных распределительных компаний, одной из целей функционирования которой была бы минимизация затрат на развитие и функцио­нирование электроэнергетики, что обеспечивалось прежней - централизованной системой управле­ния отрасли;
  • низкий инновационный потенциал отрасли и сокращение научно-технического по­тенциала отрасли – большинство руководителей образованных распределительных компаний заинтересованы в получении быстрой коммерческой сверхприбыли, за счет «накручивания» тарифов, а не в внедрении инновационных технологий, которые бы обеспечивали снижение издержек, соответственно, себестоимости и, как следствие, возможным стало бы понижение тарифов на электроэнергию;
  • существенное сокращение строительного по­тенциала;
  • низкий инновационный потенциал и сокращение научно-технического и производственного потенциалов в смежных отраслях - энергомашиностроения и электромашино­строения, обеспечивающих эффективное функционирование отрасли.

 

Между тепловыми генерирующими компаниями, образовавшимися в итоге реформы электроэнергетики, и государством возникли серьезные противоречия относительно уровня тарифов. Как известно, модернизация требует развития экономики в условиях подъема жизненного уровня населения, чему, безусловно, не способствует, чрезмерный рост тарифов на электроэнергию,  тем более, что данное явление больше всего отражается на населении, а также мелком и среднем бизнесе, особенно производящем, инновационную продукцию, производство которой в большинстве своем является весьма энергоемким.  Компромиссным решением данного вопроса является экономическое обоснование тарифов, которое предполагало бы анализ себестоимости продукции предприятий.

В целом ценообразование в сфере естественных монополий может осуществляться с использованием дифференцированных и льготных тарифов. Тарифы могут дифференцироваться в зависимости от времени суток, дней недели, сезонов года, а также объема потребляемых ресурсов.

Но на данный момент к большинству предприятий применяется обычная тарификация, т.е.:

  • одноставочный тариф. При такой тарификации поставщиком электроэнергии устанавливается цена за потребленный кВтч, она зависит от потребленной мощности (чем больше, тем дешевле). Так, например, согласно тарифам Мосэнергосбыта [3]  с 1 июля по 31 декабря 2012 г. цена по одноставочному тарифу составила от 358* коп./кВтч;
  • двухставочный тариф. При двухставочном тарифе оплата разбивается на две части: плата за участие в максимуме нагрузки (или плата за мощность, кВа) и плата за потребленную энергию. Данный тариф применяется, как правило, на предприятиях с высокой выделенной электрической мощностью. Двухставочный тариф стимулирует потребителей снижать лимиты потребления, но при этом работать круглосуточно. Поскольку одновременно с пониженной ставкой за потребленную энергию вводится плата за выделение лимита.

 

Тарифы, дифференцированные по времени (зонам) суток:

  • ночная зона;
  • полупиковая зона;
  • пиковая зона.

 

* Все тарифы приведены для г. Москва

Для этой тарификации применяются специальные счетчики. Благодаря сниженной цене в ночное время, она стимулирует потребителей перераспределять нагрузку, работая в ночные смены.

Очевидны проблемная ситуация с тарифообразованием в электроэнергетике и очевиден перекос, причиной которого является то, что на сетевые компании сейчас приходится до 65–70% от всех расходов потребителей на электричество. Во всем мире, наоборот, 65% в тарифе — это тепловая электрогенерация. Причем если обратить внимание на финансовую отчетность сбытовыx компаний, их рентабельность значительно превосходит рентабельность генерирующих компаний, при том, что они сами никуда не инвестируют, они вообще ничем не рискуют. Пример существующего дисбаланса - стоимость электроэнергии в одном из регионов России, где ее оптовая цена составляет 1,6 рубля за 1 кВт/ч, а потребители платят по 4,5 рубля за 1 кВт/ч. Маржа съедается инфраструктурными организациями за пределами рынка. Российское правительство, уже потребовало от энергетиков ограничить ежегодный рост 15%.

Для решения вышеуказанных проблем и достижения целей модернизации электроэнергетики необходимо:

  • проведение модернизация электроэнергетики страны на основе внедрения передовых инновационных технологий производства, пере­дачи и распределения электроэнергии. Модернизация электроэнергетики должна включать не только вывод из эксплуатации старого, физически и морально устаревшего оборудования, реконструкцию низкоэффективного оборудования и замену низкоэффективных технологий на современные, но и создание принципиально нового перспективного оборудования и новых "прорывных" энерготехнологий [2];
  • развитие фундаментальных исследований в области электроэнергетики, основанное на тесной связи академической науки с предприятиями реального сектора, с возможностью последующей коммерциализации созданных совместно инновационных разработок;
  •   научных работ по созданию новых (в том числе прорывных) технологий, обеспе­чивающих приоритетное развитие отечествен­ной электроэнергетики;
  • создание единой системы эффективного управления развитием и функционированием электроэнергетики РФ, промежуточным звеном которой является создание крупных интегрированных структур.

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Богачкова, Л. Ю., Налбандян, М. О.Государственное регулирование цен в современной российской электроэнергетике [Текст] :[монография] / Л.Ю. Богачкова, М. О. Налбандян ; ВолГУ. – Волгоград :Изд-во ВолГУ, 2006. – 104 с.

2. Волков Э.П.О концепции модернизации электроэнергетики// Электрические станции, №  9,  2010.– С.5-16.

3. Портал ОАО «Мосэнергосбыт» http://www.mosenergosbyt.ru/ portal/ page/ portal/site /personal /tarif/mo

4. Стенограмма заседания «Меркурий-клуба» при Торгово-промышленной палате РФ  на тему «Проблемы развития электроэнергетики в свете задач модернизации России» от 18.03.2011г.  Электронный доступ: http://www.forum-ip.ru/it1.aspx?s=859&p=36063


© А.А. Дранаева, А.А. Русинов,  Изд-во "Научные технологии".