Направления государственного регулирования структурных трансформаций в экономике

0 Комментарии
Печать

Т.В. Белопольская,  (К.э.н., доцент, Донецкий национальный университет)

alt

Конференция 02
СЕКЦИЯ 7– ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ

Материалы международной научно-практической конференции

"Экономика и управление в XXI веке: теория, методология, практика"

г. Москва, 30 ноября 2012 года

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Развитие рыночных отношений в Украине обусловил необходимость глубокого теоретико-методологического исследования структурных трансформаций в национальной экономике, одним из важнейших проявлений которого является трансформация структуры общественного производства. В связи с этим необходимо определить методологические принципы, на которых основано изучение проблемы структурных процессов общественного производства. Это позволит обосновать целевые ориентиры структурной политики государства, определить важные факторы, влияющие на структурные процессы в экономике, выявить рациональные направления реструктуризации экономики страны.

АНАЛИЗ ПОСЛЕДНИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Методологические аспекты анализа структурных трансформаций в экономике рассмотрены в работах ведущих отечественных и зарубежных ученых-экономистов, среди которых следует выделить Амошу А., Бирюкова А., Белла Д., В. Василенко, Гейца В.,  Глазьева С., Дмитриченко Л., Лукинова И., Чухно А., Якубовского Н. и других. Данное направление постоянно пополняется новыми научными исследованиями и прикладными разработками. Однако вопросы роли и методов участия государственных институций в обеспечении структурных трансформаций остаются недостаточно изученными в контексте усиления интеграционных процессов, что и обусловило выбор данной темы исследования.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ

На основе анализа развития экономики Украины определить закономерности замещения технологических укладов и обосновать направления государственного регулирования структурных трансформаций.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА ИССЛЕДОВАНИЯ

Мировая теория и практика перехода экономических систем к новому, высшему уровню их развития доказывает необходимость действенных механизмов государственного управления данным процессом. Для национального хозяйства Украины особую актуальность данные вопросы приобретают в связи с негативными последствиями влияния мирового финансового кризиса, активным поиском эффективной модели структурной модернизации экономики  с целью повышения ее конкурентоспособности. Структурная модернизация национальной экономики предусматривает применение комплексного подхода, а именно: структурную трансформацию промышленного комплекса на основе реализации структурно-инновационных сдвигов, дальнейшее развитие приватизационных процессов, реализацию земельной реформы, реструктуризацию финансовой и кредитно-банковской системы, осуществление пенсионной реформы и реформы социальной защиты населения, внедрение комплекса институциональных реформ и т.д.  Реформы в данной сфере необходимы для повышения конкурентоспособности Украины, ее выхода на новые рубежи развития.

В обеспечении успешного экономического и социального развития Украины на инновационной основе роль промышленности является ведущей. В то же время анализ механизмов функционирования современных промышленных предприятий свидетельствует о несоответствии динамики, структуры и эффективности промышленного производства перспективам социально-экономического развития Украины. Прежде всего, это выражается в сохранении технологической отсталости украинских предприятий, нестабильности и непредсказуемости институциональной среды функционирования национальной экономики, на которую серьезное влияние оказывает глобальный мировой финансовый кризис и внутренняя политическая нестабильность.

В международных сопоставлениях, проводимых Международным институтом устойчивого развития (IISD), Украина по индексу устойчивого развития в 2012 году, заняла 69 место, при этом за 2009 – 2011 гг. рейтинг государства по этому показателю был снижен на 13 пунктов [1]. Основными причинами падения этого показателя являются сокращение объемов промышленного производства, девальвация гривны, снижение ценовой конкурентоспособности украинских производителей, наращивание дефицита платёжного баланса, ухудшение технологической составляющей национальной экономики на фоне нестабильности рыночной конъюнктуры.

Технологическое состояние современной украинской промышленности находится в пределах третьего и четвертого технологических укладов (традиционные отрасли добывающей и обрабатывающей промышленности, сформированные на стадии индустриализации). Их удельный вес в совокупности составляет 95% [1], а предельные возможности для роста экономики исчерпали себя. Страны-лидеры мирового хозяйства конкурируют в пределах пятого технологического уклада (электронная промышленность, вычислительная и оптоволоконная техника, телекоммуникации и программное обеспечение, робототехника и информационные услуги) и развивают базу для следующего, шестого уклада (биотехнологии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети, интегрированные высокоскоростные транспортные системы, фотоника, оптоэлектроника, аэрокосмическая промышленность, нетрадиционные источники энергии). Страны с инновационной экономикой извлекают преимущества на глобальных рынках благодаря абсолютной новизне своей продукции, ее уникальности и эксклюзивности, высочайшему качеству и повышающейся сложности.

Украина имеет только одно преимущество по сравнению с развитыми странами – это «преимущество отставания», которое заключается в возможности масштабного заимствования технологий производства, новых образцов техники, методов управления, адаптированных к национальным экономическим условиям. Эту возможность необходимо использовать, поскольку собственных ресурсов для расширенного воспроизводства на новой качественной основе у украинских предприятий недостаточно.

Уровень и тенденции показателей развития промышленности демонстрируют либо отсутствие положительной динамики, либо низкую скорость изменений. Численность работающих в промышленности имеет тенденцию к снижению: в среднем ежегодно численность занятых снижалась на 2,4 %, или на 102 тыс. чел., несмотря на рост заработной платы, которая в 2011 г. составила 1933,92 грн. в среднем по промышленности [2]. Это свидетельствует о перетоке квалифицированных кадров из промышленности в другие сферы, что обусловлено низкой оплатой труда, вредными условиями работы, падением спроса на продукцию и т.д.

Обращает на себя внимание нестабильность в инновационном обеспечении промышленного развития с тенденцией к уменьшению количества работ по созданию новых видов изделий, технологий и ма­териалов, а также убывающая тенденция, касающаяся научно-технических разработок, которые непосредственно связаны с инновационностью продукциии и технологий. Количество внедренных новых технологических процессов промышленными предприятиями в Украине сократилось с 1808 ед. в 2005 г. до 1647 ед. в 2011 г. [2], что обусловливает снижение конкурентоспособности отечественных предприятий на внешнем рынке. Так, доля высокотехнологичной продукции в отечественном экспорте товаров в 2011 г. составляла только 4,5%, в импорте – 7,6% [2]. В международной торговле Украины преобладает продукция с низким уровнем наукоемкости. Это свидетельствует о том, что технологии не стали основой экономического развития страны.

Чтобы стать существенным фактором конкурентоспособности и экономического роста инновационная деятельность должна быть связана с изобретательством, созданием принципиально новых видов продукции и технологий, поскольку именно радикальные инновации имеют высокий потенциал отдачи, обеспечивают дополнительную прибыль и способствуют становлению новой технологической базы экономического развития.

Важную роль в инновационном обеспечении модернизации промышленности играет финансирование инновационной деятельности. Риск невозврата израсходованных на НИОКР средств обусловливает низкую активность банков и других финансово-кредитных учреждений в финансировании инновационной деятельности и, как следствие, отсутствие средств у предприятий на реализацию инновационных проектов. Кредиты Государственной инновационной компании для большинства предприятий являются недоступными вследствие высоких процентных ставок.

В Украине предусмотрено финансирование заключительного этапа инновационного проекта – когда станет понятно, что именно будет производиться. Если же существует только идея, то средства научным работникам приходится искать самостоятельно, вследствие чего изобретений много, а инноваций – мало. Венчурное финансирование предприятий в нашей стране развито слабо. Действующие венчурные фонды направляют свои ресурсы, главным образом, на финансовое обеспечение традиционных инвестиционных проектов и избегают финансирования перспективных технологий. Функцию венчурных предпринимателей в Украине выполняют компании по управлению активами. Основными сферами деятельности этих компаний являются строительство, гостиничный и туристический бизнес, переработка сельхозпродукции, страхование, программное обеспечение, машиностроение.

Неразвитость венчурной индустрии в Украине обусловлена слабой законодательной базой, несовершенным фондовым рынком, непрозрачностью финансовой деятельности компаний, отсутствием гарантий для инвестора, отсутствием специалистов по управлению венчурными фондами. С 2007 г. начато создание сети Региональных инновационных центров, однако они выполняют, прежде всего, информационно-консультативные функции и не имеют в своем распоряжении средств для осуществления венчурных инвестиций.

В развитых странах локомотивом инновационного развития государства являются технопарки. В Украине из десяти существующих технопарков реальными изобретательскими проектами занимаются лишь три. Причина в том, что в настоящее время государство поддерживает технопарк, а не инновации, которые он разрабатывает.

В Европе 60% выпускаемой продукции имеет признаки инновационности, в Украине – лишь 1,5% [3]. Основная проблема инновационного развития в нашей стране – отсутствие системы институтов, которые обеспечивают непрерывный процесс внедрения изобретений в массовое производство. Планируется, что проблему поможет решить создание научных парков путем привлечения к работе не только научно-исследовательских организаций, но и высших учебных заведений во всех регионах Украины. Одним из первых примеров научных парков является «Киевская политехника», созданный на базе Киевского политехнического института.

Финансовое обеспечение инноваций остается существенным проблемным участком в реализации инновационной стратегии развития страны. Фактическое финансирование научно-технической деятельности за счет госбюджета в течение последних пяти лет не превышает 0,4% ВВП, в то время как Законом Украины «О научной и научно-технической деятельности» предусмотрено 1,7%. Для сравнения, в европейских странах на науку и инновации государство выделяет в среднем 3% ВВП [3]. Из-за низких темпов развития инновационной сферы отечественная промышленность все больше начинает зависеть от инновационных заимствований из-за рубежа. За восемь лет (2003-2011 гг.) почти 40% общего объема новых технологий, необходимых для модернизации отечественной промышленности, были приобретены за пределами Украины, из них 29% всех патентов и лицензий, 10,6% – результатов исследований и разработок, 52% – новых технологий, ноу-хау, 42,8% – оборудования [3].

К сожалению, государство и органы власти на местах почти не способствуют активизации инновационных процессов, о чем свидетельствует чрезвычайно низкий уровень бюджетного финансирования инновационной деятельности – 2,8% в структуре общих расходов на инновации в 2011 г. [3].

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что в Украине реализуется преимущественно ресурснозатратная стратегия развития промышленности, несмотря на существование инновационного потенциала. Основные естественные факторные преимущества экономического роста Украины, которые обусловливают развитие сырьевых отраслей промышленности, близки к исчерпанию, что в перспективе угрожает утратой конкурентных позиций национальной экономики, особенно в связи со вступлением в ВТО и внедрением расширенной зоны торговли с ЕС. В экономике страны наблюдается отрыв интеллектуального потенциала от инновационной деятельности и низкий уровень внедрения НИОКР. Основной причиной сложившейся ситуации является кризис в системе управления промышленными предприятиями.

ВЫВОДЫ

В период трансформации экономики Украины от командной к рыночной экономическое развитие происходило стихийно и непредсказуемо. Побеждал и выживал в тех условиях сильнейший, причем успех характеризовался в основном одним показателем – прибылью. Сейчас положение бизнеса таково, что рост доходов предприятий явно опережает возможности контроля финансовых потоков и оптимального их распределения, становится очевидным отставание в сфере развития управленческой структуры, а также в области достижения и поддержания конкурентоспособности производимой продукции.

Повышение конкурентоспособности и раньше имело большое значение для предприятий, но по мере развития технологий и глобализации экономики эта проблема стала более острой. Обеспечить конкурентоспособность украинской продукции на мировом и отечественном рынках можно, по крайней мере, за счет использования внутренних или внешних ресурсов. Использование внутренних ресурсов на данный момент ограничено финансовыми, кадровыми и инфраструктурными аспектами, и в ближайшие годы кардинальных изменений не произойдет. Поэтому перспективным путем повышения уровня внедрения инноваций, а, следовательно, увеличения конкурентоспособности украинских производителей, является привлечение внешних ресурсов (в том числе услуг и готовой продукции) и активизации государственной политики содействия структурным преобразованиям национальной экономики на инновационной основе.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Економіка України за 2011 рік // Урядовий кур’єр. – 2012. – 26 січ. (№15). – С.1,6.

2. Столяров А., Пасхавер А. “Когда власть борется с экономикой, это очень опасно” // Зеркало недели. – 2010. – 15 окт. (№40). – С.11.

3. Підприємців учать відбиватися від рейдерів // Урядовий кур’єр. – 2011. – 22 лют. (№34). – С.3.


© Т.В. Белопольская,  Изд-во "Научные технологии".