Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-755-19-13

Разработка классификации методов социального воспитания

E-mail Печать

З.А. Аксютина, (Канд. пед. наук, доцент, Омский государственный педагогический университет)

alt

Конференция 05

Материалы международной научно-практической конференции

" ИННОВАЦИОННЫЕ И МУЛЬТИДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ"

г. Москва, 21 мая 2013 года

Проблема разработки классификации методов социального воспитания в настоящее время стоит достаточно остро в силу того, что такие классификации в научной литературе нами не обнаружены. Важной является мысль о том, что «… перед воспитателем всегда стоит задача найти новые неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания – вершина педагогического профессионализма. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно» (И. П. Подласый) [5, с. 522].

В общефилософском смысле метод (от греч. μέθοδος — путь исследования, познания, теория, учение) — путь исследования, познания, теория, учение — в широком смысле сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач [7, с. 551].

Методы социального воспитания активно формируются в процессе развития социальной педагогики. По мнению Л.В. Мардахаева, метод в социальной педагогике – это путь (способ) решения определенной проблемы человека, группы [3, с. 73].

В.Г. Крысько отмечает, что методы воспитания – научно обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия с детьми, организации и самоорганизации их жизни, психолого-педагогического воздействия на их сознание и поведение, стимулирование их деятельности и самосвоспитания [2, с. 342].

Под методами социального воспитания будем понимать научно обоснованные способы социально-педагогического взаимодействия с детьми и взрослыми, направленными на воспроизводство человека готового к жизни в условиях конкретного общества.

А.М. Новиков и Д.А. Новиков выявили, что методы деятельности можно разделить на методы-операции и методы-действия, теоретические и эмпирические методы [4, с. 615]. Данная классификация имеет общеметодологический характер и может быть отправной точкой для построения различного рода классификаций методов. Отметим, что разработка и применение методов не всегда связано с научной рациональностью в собственном смысле этого термина.

Процесс воздействия науки на практику особенно усиливается в 20 в., что позволяет подтвердить известный тезис о превращении науки в непосредственную производительную силу. Однако этот процесс, предполагающий разработку на основе науки методов активно-преобразовательной деятельности… [7, c. 551-553].

Метод рассматривают как кратчайший путь достижения оптимальных результатов, которые соответствуют поставленным целям. В социально-педагогической работе метод выполняет двойную роль, выступает: 1) как способ, путь познания и применения знаний, произведенных в науках о жизнедеятельности человека и в социальной практике, 2) как конкретное действие, что способствует качественной смене объекта (субъекта).

О.В. Безпалько пишет: «для решения профессиональных задач в своей практической работе социальные работники / социальные педагоги используют разнообразные методы, которые возникли и развились в рамках наук о человеке» [1, с. 68-73].

Перечислим методы социально-педагогической работы выявленные О.В. Безпалько. К ним относятся следующие группы:

- педагогические – методы формирования сознания; методы организации деятельности (тренировки, создание воспитывающих ситуаций, прогнозирования, формирования общественного мнения); методы стимулирования деятельности (игра, соревнование, поощрения, одобрение); методы самовоспитания (самоанализ, самоосуждение, самонаказание, самовнушение);

- психологические – методы психодиагностики (тесты интеллекта и способностей, рисунки и проективные тесты, личностные опросники, социометрия); психотерапевтические методы (психодрама, социодрама, игровая терапия, психосоциальная терапия, семейная психотерапия, поведенческая терапия); психокоррекционные методы (психогимнастика, арттерапия, сказкотерапия, социально-психологический тренинг); психологическое консультирование;

- социологические – наблюдение; методы опроса (интервьюирования, анкетирование, фокус-группа); методы анализа документов (традиционный анализ, контент-анализ); биографический метод; метод экспертной оценки;

- социально-педагогические – анализ социума, метод уличной работы, метод "равный-равному".

Отметим, что методы, названные О.В. Безпалько социально-педагогическими не все являются таковыми. Так, цель метода уличной работы заключается в улучшении положения и здоровья детей и молодежи путем привнесения и придания среды, где они вынуждены жить, того, в чем они нуждаются; побуждение детей и подростков к установлению отношений с людьми, которые заботятся о них, и с теми, кто может помочь им в организации содержательного досуга. Поэтому метод уличной работы модно отнести к методам социального воспитания.

Анализ социума включает сбор данных, с помощью которых можно охарактеризовать жизненную ситуацию группы людей или отдельной личности в определенном социуме. Данный метод относится к диагностическим.

Метод "равный-равному" предполагает предоставление и распространение достоверной информации путем доверительного общения ровесников в пределах организованной и неформальной работы, которую проводят специально подготовленные подростки и молодые люди. Он является способом воздействия на личность с целью развития навыков принятия самостоятельных решений и умения быть ответственным за свои поступки. Поэтому, полагаем, что это метод социального воспитания.

К вопросу классификации методов обращался В.С. Торохтий. Им описаны методы социально-педагогического подхода [6, c. 28-30]. Все методы им подразделены на три группы методов.

Первая группа - методы разрешения проблем личности, группы включает: метод рекомендации, метод совета, метод диагностики, метод консультирования, метод поддержки, метод сопровождения, метод коррекции, метод включения, метод включения в социальные отношения, метод успеха.

Вторая группа - методы реализации потенциала социума в деятельности и общении: метод посредничества, метод партнерства, метод доверительного взаимодействия, метод совместной деятельности, метод взаимного информирования, метод согласования, метод эмпатии, метод толерантности, метод взаимовыручки, метод сближающего общения.

Третья группа - методы восстановления потенциала социума: метод создания инновационных технологий, метод активизации социально-значимых дел, метод стимулирования межличностного взаимодействия, метод социальной адаптации, метод социальной реабилитации, метод проектов, метод моделирования, методы социального обучения, метод поэтапного развития среды.

Данная классификация в большей мере характеризует формы социально-педагогической деятельности и ее результаты.

Разработка классификации методов социального воспитания предполагает сознательное соотнесение способов действия субъектов социального воспитания с реальной ситуацией, оценку их эффективности, критический анализ и выбор различных альтернатив действия и пр. Тем самым идея разработки классификации методов социального воспитания и их применение противостоит различным формам неосознаваемого воздействия на социальное развитие человека, позволяет рассматривать в качестве цели социального воспитания развитие умения современного человека ориентироваться в быстро изменяющемся мире.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Безпалько О. В. Социальная педагогика: схемы, таблицы, комментарии: уч. пособ. К.: Центр учебной литературы, 2009. 208 с.

2. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. – Мн.: Харвест, 1999. – 384 с.

3. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник. – М.: Изд-во Юрайт, 2011. – 797 с.

4. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. – М.: СИНТЕГ, 2007. – 668 с.

5. Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1996. – 432 c.

6. Торохтий В. С. Актуальные проблемы современной социальной педагогики / Сост. В. С. Торохтий. – М.: МГПУ, 2011. – 204 с.  

7. Новая философская энциклопедия: Справочное издание. В 4 т. – Т. II (Е-М). – М.: Мысль, 2010. – 640 с.


© З.А. Аксютина,  Издательство "Научные технологии".

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства