Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-755-19-13

Системные инновационные проекты на примере концерна «Toyota Motor Company»

E-mail Печать

О.Е. Морозова,  (Зав. лабораторией,  Финансовый университет при Правительстве РФ)

alt

Конференция 04
" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

Возможность инновационного развития предопределена необходимостью экономического роста и  причинами политического характера. Инновации (англ. innovation, лат. novatio) – новшества, нововведения – предназначены повышать эффективность действующей системы. Их отличием от технических изобретений является использование интеллектуального потенциала, оригинальных решений и подразумевает под собой получение прибыли.  Либо, если говорить об инновациях, совершенствующих менеджмент, маркетинг – это результативность, направленная на оптимизацию управленческих процессов. Риски, сопровождающие инновационную деятельность, должны быть оправданы экономической эффективностью, появлением на мировом рынке товаров и услуг, способных не только составить успешную конкуренцию, но и наполнить внутренний рынок качественно новыми продуктами. Экономическая сфера – совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

В экономике под социальной сферой понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения в здравоохранении, социальном обеспечении, коммунальном обслуживании и т.д. Здесь результатом внедрения новшеств является не получение доходов -  инновационные изменения призваны ускорить преобразовательные процессы. Социальным эффектом от применения новшеств могут быть:

  • создание новых рабочих мест в результате образования новых предприятий, инновационных инфраструктур, возникновении инновационных отраслей;
  • приостановление оттока квалифицированных кадров;
  • повышение уровня обслуживания населения;
  • развитие мотивационного подхода в компаниях и т.д.

 

Системные инновации – это решения, совершенствующие, оптимизирующие, активизирующие работу одновременно всех подсистем компании (исследования и разработки, снабжение, логистика, производство, маркетинг, сбыт, персонал, технология, сервис, финансы и так далее).

Ярким примером успешного внедрения системных инновационных проектов наряду с эффективной финансовой политикой является японский концерн «Toyota Motor Company». Компания, выросшая из фирмы, специализирующейся на выпуске ткацких станков, добилась положительных результатов и стала крупнейшим автопроизводителем в мире.  

Применение японскими менеджерами системной инновации – идеологического фундамента - TPS (Toyota Production System) и бережливого производства стали залогом успешных управленческих решений.

Дао Toyota существует в первую очередь благодаря сотрудникам компании, которые работают, общаются между собой, принимают решения и развиваются, совершенствуя друг друга и самих себя. При этом подходе поощряется, поддерживается и требуется участие всех. Это своего рода культура общения, философия менеджмента. Дао Toyota – это доверие к людям, наряду с четким разграничением функциональных обязанностей. Принципы Дао это:

  • Философия долгосрочной перспективы;
  • Правильный процесс дает правильные результаты (использование  инструментов TPS);
  • Добавляй ценность организации через  развитие своих сотрудников и партнеров;
  • Постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение.

 

Философия долгосрочной перспективы включает в себя принятие  управленческих решений с учетом долгосрочных планов, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям. Используется прежде всего системный и стратегический подход при постановке целей, причем все оперативные решения должны быть подчинены такому подходу. Здесь важно осознать свое место в истории компании и стараться вывести ее на более высокий уровень.

Технологический процесс рассматривается, как непрерывный поток, способствующий выявлению проблем. Такое преобразование эффективно обеспечивает добавление ценности, экономит время и способствует движению изделий или информации и налаживанию связи между процессами и людьми, чтобы любая проблема выявлялась немедленно. Для оптимального пополнения и складирования запасов применяется система вытягивания. Ежедневный мониторинг потребительского спроса и равномерное распределение объема работ направлены на устранение потерь, перегрузки людей и оборудования. Решение стандартных задач, использование стабильных, воспроизводимых методов работы позволяет сделать результат более предсказуемым, а делегирование полномочий сотрудниками и творческое самовыражение повышают слаженность работы и стандарты качества выпускаемой продукции.

На воспитании лидеров, которые досконально знают свое дело, исповедуют философию компании, построен принцип добавления  ценности организации. Отбор и мотивация незаурядных людей, создание сильной, стабильной производственной культуры с долговечными ценностными ориентациями и убеждениями, формирование межфункциональных групп приводят в конечном счете к достижению общей цели: получению высокого дохода. Соответственно, назначение на ключевые посты компаний лидеров, способных вывести предприятие на качественно новый уровень, совместив увеличение прибыли и рост конкурентноспособности – это также системная инновация.

Постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение. Совместное обсуждение проблем и потенциальных решений вырабатывает единое мнение, куда двигаться дальше. Своевременное решение проблем предотвращает возникновение простоев, потери ресурсов.

Фундаментальная инновационная политика корпорации «Toyota» шлифовалась десятилетиями. Применение системного подхода TPS обеспечило успех продвижения моделей автоконцерна на мировом рынке.

Уникальным инновационным проектом концерна «Toyota» несомненно стал выпуск гибридного автомобиля  Prius  в 1997г. Prius должен был стать первым в мире инновационным автомобилем XXI века (прототип поначалу даже носил название G21 — «глобальный автомобиль XXI века»). По мнению руководителей появление гибридного Prius решало экологические проблемы выбросов в окружающую среду. В основе модели лежит гибридный привод, совмещающий бензиновый (либо газовый) двигатель и два электрических мотор-генератора. Для разработки данного автомобиля президентом концерна для инженеров компании были поставлены жесткие временные рамки. Несмотря на то, что задача казалась достаточно сложной – создать совершенно иную технологию при «медлительной» философии корпорации, революционную модель начали производить на два месяца дедлайна. На фоне тотальной озабоченности глобальным потеплением Prius выглядел реальным решением экологической транспортной проблемы. Инвестиции в разработку были окуплены успешными продажами в Японии и Европе, а в США инновационный автомобиль стал самым продаваемым. Появление Prius было продиктовано потребностью в продукции такого уровня, поэтому успех инновационного автомобиля и профессиональная маркетинговая политика принесли желаемую прибыль концерну «Toyota». С точки зрения применения системных инноваций данный проект интересен тем, что помимо фундаментальных инноваций, учитывая масштабность разработки Prius, влияние на полученный положительный результат оказали различные виды системных инноваций: с помощью точечных инноваций были усовершенствованы локальные элементы автомобиля; пространственные инновации применялись в ходе создания инвестиционного портфеля при разработке Prius, плоскостные инновации использовались при нестандартных маркетинговых ходах. Многомерная инновация в данном случае – возникновение потребности в гибридных автомобилях, повлекшая за собой выпуск инновационных машин конкурентами.  

Хотелось бы отметить, что именно применение системных инноваций позволяет концерну занимать лидирующее положение и увеличивать производственные мощности. «Toyota» выпускает автомобили, занимающие различные сегменты рынка.  Бренд Lexus ориентирован на выпуск автомобилей люкс-класса, топ-менеджерами компании было принято решение о выпуске автомобилей, способных конкурировать с машинами представительского уровня. Scion – позиционируются, как молодежные авто. Компания  «Daihatsu Motor» специализируется на производстве микролитражных автомобилей (Q-класс в Японии или А-класс в Европе), малолитражных автомобилей классов В и С (по европейской классификации), компактных и средних внедорожников, минивэнов. Бренды Lexus, Scion  были изобретены специально с учетом вкусов американских потребителей.

Ещё до производства Prius инновационным стал выпуск полноприводного RAV4, рассчитанного на молодежную аудиторию, сочетающего в себе преимущества компактного седана (маневренность и небольшой расход топлива) с преимуществами внедорожника (улучшенная проходимость и грузоподъемность). RAV4 завоевывал такой важный стратегический сегмент, как продажи автомобилей класса SUV – «автомобилей для активного отдыха». Маркетинговая концепция машин этого класса оформлялась в 80-е годы, а «Toyota» стояла у истоков разработки.

Немаловажным направлением в развитии «Toyota Motor Company» стало открытие  дочерней компании Toyota Racing Development, созданной для участия автомобилей в различных соревнованиях. Тюнинг-ателье занимается не только постройкой и доработкой болидов, но и производит  ограниченные серии машин для частных клиентов. TRD тюнинговала автомобили Toyota, участвующие с 2002 года в соревнованиях Формулы-1 и национальных гонках Super GT. Инновационные технические решения усовершенствования деталей спортивных автомобилей можно отнести в данном случае к инновациям линейным, а также точечным, поскольку тюнинг – это не просто внешняя отделка, а искусство придать каждому автомобилю индивидуальный стиль, своё лицо. Тюнингуют и внутренние детали машины, что в условиях спортивных соревнований требует особого умения и четкой работы мастеров, и внешний вид автомобиля. Если говорить о частном тюнинге, то применение инновационных подходов к совершенствованию узлов и агрегатов, установке сверхмощных и сверхлегких двигателей, дизайнерским решениям (от банальных наклеек, тонировки до пластиковых навесок) в результате чего изменяются  технические характеристики и автомобиль становится эксклюзивным, рассчитаны на   получение высокого дохода, кроме того, опять же совершенствуется и оттачивается система продаж компании, основанная на индивидуальном подходе к клиенту,  в соответствии с его запросами и пожеланиями.

Итогом применения системных инноваций автогигантом «Toyota» стало прочное положение, занимаемое на автомобильном рынке. Социальный эффект от применения инноваций достигается в результате открытия новых направлений и выхода в свет новых моделей «Toyota»: 

  • TPS гарантированно защищает персонал и совершенствует систему взаимоотношений между сотрудниками, кроме того создает стимул к обучению и непосредственно внедрению инноваций;
  • разработка инновационных моделей и инновационные решения в моделях уже существующих привлекает амбициозных, талантливых и перспективных сотрудников;
  • повышается качество обслуживания клиентов.

 

Получаемый же компанией «Toyota» доход и успешность брендов  обеспечивает концерну положение лидера.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Джеффри К. Лайкер. Дао Тойота/ Джеффри К. Лайкер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 – 402с.

2. Manprogress. Энциклопедия личного развития. Web: http://manprogress.com/

3. Wikipedia. Электронная энциклопедия. Web: http://ru.wikipedia.org


© О.Е. Морозова,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства