Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-755-19-13

A+ R A-

Естественные монополии в ЖКХ: особенности, проблемы их учета, направления реформирования

E-mail Печать

А.Н. Ряховская,  (Зав. Кафедрой «Экономика и антикризисное управление» Финансового университета при Правительстве РФ, ректор Института экономики и антикризисного управления, д.э.н., профессор, заслуженный экономист Российской  Федерации, член-корреспондент Академии жилищно-коммунального хозяйства им. К.Д.Памфилова)

alt

Конференция 04

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

В ходе реформы, проводимой в ЖКХ, положительных результатов практически не достигнуто, о чем свидетельствует критический износ основных фондов и инженерной инфраструктуры (свыше 90 %), многочисленные технологические и технические катастрофы на объектах отрасли, постоянный, непомерный рост тарифов. Практически отсутствуют даже единичные сведения об успешности проводимых преобразований. Наоборот, появляются трудности, причиной которых выступают именно произведенные изменения, которые представляются обществу как необходимые условия для повышения эффективности и качества жилищно-коммунального обслуживания потребителей.[7]

Важнейшей причиной неудач реформы ЖКХ, по-нашему мнению, является то, что в ходе разработки ее нормативно-законодательной базы была проявлена абсолютная убежденность в том, что вся жилищно-коммунальная деятельность –  конкурентноспособная сфера. По-нашему мнению, большинство основных положений идеологии жилищно-коммунальной реформы являются ошибочными, в т.ч.:

  • демонополизация и развитие конкуренции в данной сфере деятельности;
  • регулирование цены услуг законом спроса и предложения.

 

Важнейшей составляющей программных документов реформы является принятая гипотеза о том, что коммунальные услуги ничем не отличаются от частных товаров. Однако сущность коммунальной деятельности, как сферы общественных благ, не подчиняется законам конкурентного рынка совершенно иная, чем у рыночных товаров, производство которых регулируется конкурентным рынком. Однако авторы концепции коммунальной реформы игнорировали это  положение и основной целью  объявили демонополизацию предприятий отрасли и создание конкурентной среды. Другими словами ПЕРВОПРИЧИНОЙ того катастрофического положения, в котором находилось и находится в настоящее время коммунальное хозяйство во всех регионах страны является то обстоятельство, что ЖКХ  пытались (пытаются) реформировать метода, не учитывающими природную сущность коммунальной деятельности.

С момента принятия основополагающих нормативных актов коммунальной реформы [2] велась активная и, в ряде случаев даже, агрессивная пропаганда, направленная против монополии коммунальных предприятий. В результате  российскому обществу была навязана ложная идея о том, что все экономические трудности отрасли связаны с наследием советской системы – централизованным управлением, а также абсолютной  способностью предприятий отрасли к эффективной организации производства. В соответствии с таким пониманием сущности коммунальной деятельности в России  методически и последовательно ограничивались финансовые возможности  и ухудшались условия деятельности коммунальных предприятий. При этом отказы предприятиям ЖКХ со стороны государства в полном возмещении затрат обосновывались их  монополизмом, бесконтрольной тратой ими бюджетных средств.

Такая политика власти не могла не привести к обострению противоречий в отрасли, ее развалу, что и случилось на практике. Вместо преодоления кризиса в отрасли произошло его дальнейшее углубление. 

Отсюда следует вывод о том, что все то, что было предложено в программных документах, как необходимые условия для перехода ЖКХ на конкурентные отношения, основывалось на формальных признаках конкуренции и поэтому не могло привести к успеху. Однако рынок коммунальных услуг лишен механизма свободного регулирования цен и поэтому конкуренция здесь невозможна, то есть объявленная реформой цель создания конкурентной среды в отрасли была нереальной, и не могла быть реализована.

Существующее в определенных политических и экономических кругах заблуждение относительно конкурентоспособности коммунального хозяйства говорит о том, что до сих пор не вполне ясно определяется сущность коммунальной деятельности, не учитываются ее отличия по своим экономическим свойствам от рыночных товаров. Трагедия положения состоит в том, что в настоящее время не ведется поиск альтернативной идеологии реформы ЖКХ взамен официально установленной. Это значит, что отрасль еще долго будет находиться в тисках кризиса, бросаться из одной крайности в другую. Нельзя рассчитывать на успех в решении  проблем, не понимая того, какими причинами обусловлено их существование, что является  первопричиной их возникновения.

а) Эволюция взглядов мирового сообщества на конкуренцию. [5]

Анализ конкурентного порядка в экономике, исследование механизма свободной конкуренции как наиболее эффективного способа ее развития подтвердили, что в основе эффективности конкурентных отношений лежит мотив максимизации прибыли в процессах производства и товаров обмена и услуг. Развитие экономической теории под этим углом зрения привело к формированию убеждения, что громадный успех капиталистического способа производства – это результат развития конкуренции во всех сферах экономической деятельности. Становится общепринятым понимание экономики как движение  свободного рынка. Более радикальные ученые заявляют твердо: нет и не может быть сфер, где невозможна конкуренция.[9] Также утверждается, что государство, не позволяющее себе вмешиваться в рыночные процессы, создает условия для максимально свободного проявления рыночных законов, со временем достигает невиданного успеха в развитии своей экономики.

Но уже после 50-х годов XX века экономисты стали постепенно и приходить к выводу, что в экономике существуют сферы производства, которые не воспринимают конкуренцию как движущую силу развития. Более того, было установлено, что на указанные секторы экономики конкуренция оказывает отрицательное влияние. И поскольку общество в ходе своего развития все больше нуждается в их услугах, то появляется необходимость исследования их сущности как «особых» сфер экономики, изучение механизма их функционирования. Указанные сферы экономики получили названия «провалов рынка», в число которых входит, в частности, производство  предназначенных для удовлетворения общественных потребностей  товаров и услуг. В конце 20-го века в нескольких ведущих странах (например, в США, Англии и отдельных европейских странах) проводились широкие мероприятия по использованию конкурентных методов в сфере производства и реализации общественных благ – в энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве и др. Однако такие  проекты не привели к ожидаемому эффекту – конкуренция в этих сферах так и не появилась, не достигнуто также каких-либо иных положительных результатов. Наоборот, эти реформы усилили среди экономистов сомнения относительно того, что можно в условиях конкурентного рынка организовать эффективную работу сфер, удовлетворяющих потребности общества в общественных благах. При этом в России именно недостаточная разработанность проблем теории общественных благ, отсутствие ясного понимания механизма экономических отношений в сферах их производства являлись одной из причин неудач проводимых реформ.

Необходимым условием построения эффективных экономических отношений в отрасли, успешной адаптации предприятий ЖКХ к уже сформировавшемуся в России рыночному окружению является исследование сущности и содержания их деятельности, форм проявления и влияния на экономические отношения, особенностей коммунального производства и коммунальных услуг, а также обоснование необходимости отнесения к общественным благам.

б)  особенности потребления общественных благ.

Изучение проблем в сфере общественных благ, показывает, что попытка их решения  при помощи конкуренции (конкурентного рынка) сплошь и рядом терпит неудачу.

Общественным благом называется товар или услуга, производство и регулирования которого не подчиняется закону конкуренции, то есть, закону спроса и предложения.

Рассмотрим, какими признаками характеризуется частное благо или частный товар.

Для частных товаров характерны следующие свойства:

  • делимость;
  • исключаемость;
  • ценовая зависимость объема производства от объектов потребления и от цены.

Изменение соотношения между спросом и предложением непосредственно отражается на уровне цены частного товара, рост или падение которой сигнализирует производителям об изменившейся конъюнктуре рынка. Взаимозависимость между объемом спроса и предложения товара и регулирующей эти отношения ценой представляют собой известный закон спроса-предложения, который лежит в основе механизма саморегулирования рынка частных товаров. Свойство саморегулирования или независимого формирования цены товара наделяет конкурентный рынок эффективностью, недостижимой при других способах обмена.

Общественное благо [10] по своим свойствам представляет собой полную противоположность частного товара, то есть оно:

- неделимо;

- неисключаемо;

- неконкурентно.

Как неделимый товар общественное благо доступно всем, при наличии возможности его потребления. И по этой причине никто из нуждающихся в этом товаре не может быть исключен из числа его потребителей. Это означает, что потребление общественного блага имеет коллективный характер, то есть, оно не делится между потребителями – для каждого из них оно остается таковым – целым и неубывающим.

Благодаря указанным свойствам, общественное благо не  просто доступно потребителю, - оно доступно ему в объеме, в котором он в нем нуждается.

Отсутствие ценовой зависимости объемов производства от потребления общественного блага исключает возможность  организации конкуренции в этой сфере. Неконкурентность является основным свойством общественного блага и означает невозможность регулирования объемов его производства и ценовых параметров рынком. Другими его свойствами, как уже отмечалось,  являются неделимость и (или) неисключаемость (общедоступность).

Невозможность рыночного регулирования цены, затратный характер (сущность) производства общественных благ придает особый экономический интерес их производству.

Как было сказано выше, одна из причин неудачи конкурентного рынка в производстве общественных благ – это свойство неделимости блага. При неделимом благе спрос остается общим, обезличенной остается и оплата товара. Частный бизнес начинает проявлять интерес к производству общественного блага по мере появления делимости (или исключаемости). При этом становятся возможны индивидуализация потребления общественного блага и регулирование процесса его производства и потребления.

Благо, для которого свойства неделимости и неисключаемости имеют абсолютный характер, называют чистым общественным благом. Типичными примерами чистых общественных благ являются национальная оборона и законодательство. Эти услуги обращены всем гражданам страны. Их общая полезность и делает эти услуги общественным благом. Поэтому они не могут быть разложены на индивидуальные услуги. Например, действие законодательства было бы бесполезно для отдельного индивида, если бы оно не было одновременно обращено ко всем другим членам общества. Общеполезное свойство общественного блага или особая значимость его является непременным условием для того, чтобы общество тем или иным способом обеспечивало их производство и финансирование.

Существуют также общественные блага, которые делимы, но неисключаемы, или наоборот, исключаемы, однако неделимы в потреблении. Такие блага называют смешанными общественными благами. В качестве таких благ указывают услуги сферы образования, здравоохранения, культуры, которые обладают свойством исключаемости, что позволяет организовать их предоставление на частных началах, сделать их платными.

Квазиобщественные блага[5], отличаются тем, что будучи и делимы и исключаемы, как частные рыночные  товары, остаются общественными, их свойство быть коллективной или общественной потребностью не исчезает.

В экономической теории это положение недостаточно четко проработано, что приводит к тому, что многие экономисты игнорируют это свойство и делают заключение, что если изменить условия производства таких видов общественных благ, то они станут конкурентными товарами.

На самом деле, деление общественных благ на указанные виды наводит на мысль на то, что по мере утрачивания качества «неделимости» и «неисключаемости» они теряют и свое свойство общественного блага. Однако это не так. Благодаря свойству неконкурентности товар, и будучи делимым и исключаемым, остается общественным благом. Или наоборот, общественное благо не может быть конкурентным по определению.

Неконкурентность является общим свойством общественных благ разного вида. Она обусловлена невозможностью формирования рыночной цены на общественные блага. Акцентирование внимания исследователей на такое понимание сущности общественных благ является необходимым условием  для формирования эффективных механизмов по удовлетворению потребностей общества в том или ином виде этих благ.

в)  проблемы производства и финансирования общественных благ. [5]

Общественный характер потребности не позволяет общественному благу стать конкурентным товаром.  На этом рынке отсутствует возможность ставить оплату товара в зависимость от его  качества и количества. Критерии рынка оказываются недостаточными для того, чтобы установить, в каком объеме надо производить общественное благо, как определить его цену. Этот рынок не предотвращает потребление блага членами общества, желающими воспользоваться благом, но не готовыми за него платить. При таких обстоятельствах поставщик общественного товара не в состоянии организовать свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности. Отсюда следует, что рынок общественных благ лишен механизма саморегулирования. При этом частный сектор  производит общественные блага при полной гарантии финансирования их производства. Этим вынужденно и обязано заниматься государство как социальный институт [1], которое имеет право и возможность через налоговую систему накапливать необходимые средства в бюджете, с последующим их   использованием на финансирование производства общественных благ. В этом случае производство общественных благ получает относительно надежный источник  финансирования через налоговую систему государства.[6]

Важной проблемой в этом случае является необходимость формирования эффективной системы управления данной сферой.[4]

Таким образом, возможность использования рыночных методов в производстве общественных благ зависит от формы и степени индивидуализации их потребления. Когда удается, тем или иным способом, вводить ограничения на потребление общественного блага, появляется и возможность индивидуализировать его оплату, контролировать рациональное использование, формировать механизмы, стимулирующие повышение эффективности его производства. В тех сферах общественных благ , где имеется такая возможность, возникают условия для появления частных производителей и, следовательно, возможности для использования в той или иной  форме элементов конкурентных отношений.

Наряду с особенностями потребления и производства общественным благам присущи также особенности ценообразования, главная из которых заключается в том, что на этом рынке закон спроса и предложения не действует, что исключает возможность его организации  на конкурентных началах. Этот фактор коренным образом изменяет суть и характер ценовых отношений рассматриваемого рынка, которые в конечном итоге приобретают следующие характерные особенности.

Во-первых, становится невозможным установление и регулирование рынком цены общественных благ, что приводит к  тому, что в качестве основы для определения цены общественного блага принимаются сложившиеся издержки. При такой ситуации вполне логично утверждать, что производство общественных благ является затратным.[6] При этом затратность становится качеством, внутренне присущим производству общественного блага.

Во-вторых, отсутствие рыночной цены требует внедрения на  этот рынок иных механизмов формирования ценовой политики. При этом необходимы методы определения объема благ, которое необходимо производить. Производители, лишенные достоверной информации о потребностях и возможности корректировки объемов производства по колебанию цен на рынке, лишены возможности его регулирования в соответствии с потребностями рынка. С другой стороны, этот фактор лишает и потребителей способности объективно оценивать истинные объемы своих потребностей в благе.

В-третьих, затратный характер (сущность) производства общественного блага, обусловленный невозможностью рыночного регулирования его цены, придает экономическим интересам производства особые стимулы.

Регулирование рынком масштабов производства конкурентного товара и его цены, что побуждает производителя, желающего увеличить объемы продаж, снижать цену товара до того уровня, пока  объем продаж приносит ему дополнительную прибыль. Таким образом объемы выпуска товара не могут превышать объемы его потребления. При этом снижение цены  стимулирует у покупателей рост потребностей данного блага. Это обеспечивает взаимное удовлетворение баланса интересов: стремление производителя расширить производство товара находит удовлетворение в стремлении покупателя полнее обеспечить свои потребности.

В условиях рынка общественных благ потребитель не может сделать самостоятельный выбор и оплачивать товар в соответствии со своими возможностями, выступает пассивной стороной, вынужденной смиряться с этой ролью. Что касается производителя благ, то он получает, по существу, абсолютную свободу в определении объемов выпуска и величины цены, устанавливаемой на производимый товар. Экономические интересы формируют у производителя непреходящее желание использовать любые возможности для повышения цены, отпуска потребителям максимально возможного объема товара. Именно эти обстоятельства объясняют постоянный рост издержек в производстве общественных благ, частое повышение цен, свойственную данной сфере низкую эффективность использования ресурсов. Эти обстоятельства противоречат естественному стремлению потребителя не переплачивать за товар, не делать закупки сверх своей потребности, оптимизировать объемы потребления.

Затратные тенденции являются характерной чертой любой отрасли производства общественных благ. Эти тенденции неустранимы, хотя и могут быть несколько ослаблены при использовании против них жестких мер регулирования.

г) особенности коммунальных услуг как общественных благ [5].

Рассмотренные особенности в полной мере присущи коммунальной деятельности, имеющей общественно полезный характер. Различные исследователи признают в качестве общественных благ в системе жилищно-коммунального обслуживания только некоторые виды услуг, как, например, благоустройство, содержание городских дорог и магистралей,  другие виды считая ничем не отличающимися от частных благ. Например инженерные услуги. Однако такие утверждения основываются не на положениях экономической теории, основываются на признаках, которые нельзя отнести к характеристике коммунальных услуг.

На самом деле,  все виды коммунальных услуг следует отнести к общественным благам.  Однако у разных видов коммунальных услуг это свойство проявляется по разному.

1. Примером чистых общественных благ из жилищно-коммунальной сферы являются услуги общегородского назначения.[5] Уборка улиц, наружное освещение приносит всем одинаковую пользу, причем затраты на предоставление этих услуг практически не зависят от того, какое количество людей прошли по данной улице. То есть, пользование услугами общегородского назначения носит обезличенный характер – каждый горожанин извлекает из них свою выгоду, в том объеме (количестве), который соответствует его желаниям и потребностям.

Некоторые услуги общегородского назначения с точки зрения отдельного горожанина могут показаться бесполезными, не приносящими лично ему никакой пользы. Таковы, например, меры по защите окружающей среды, лесопарки, водоемы, охраняемые объекты природы. Однако не может быть никаких сомнений в их благотворном влиянии на состоянии городской среды, экологию города.

В отличие от чистых общественных благ выгода от жилищно-коммунальных услуг общегородского назначения не распределяется равномерно между всеми потребителями, кому они доступны, то есть не все горожане потребляют услуги в одном и том же количестве, а только в том их объеме, который соответствует желаниям и уровню потребностей каждого из них.

Потребление этих услуг не постоянно, а изменяется во времени, испытывает влияние внешних факторов. В силу этого доступность услуг в периоды так называемого максимального потребления для некоторых их видов может быть ограниченной. Например, многочасовые стояния  в транспортных заторах на городских улицах и магистралях. Это говорит о нарушении принципа неисключаемости, о потере качества чистого общественного блага 

Таким образом, услуги общегородского назначения  обладают общей доступностью и неделимы, однако неисключаемы только в пределах той доступности, которой располагает система обслуживания.  

2. Коллективным является потребление жилищных услуг. Уборка и содержание в надлежащем санитарном состоянии прилегающей к дому территории, вывоз мусора, уборка лестничных клеток, обслуживание лифта, работы по уходу за общедомовым оборудованием и помещениями и т.д., периодические текущий и капитальный ремонты дома и его элементов – все это необходимы  условия для создания нормальных условий проживания населения в многоквартирном доме (МКД). Таким образом жилищные услуги удовлетворяют потребности всех жителей. При этом их потребление остается совместным и неделимым. Объем производства (и потребления) жилищных услуг испытывают также значительные изменения во времени, главным образом, под влиянием сезонных факторов.

Вместе с тем, в отличие от объектов внешнего благоустройства, жилищные услуги локализованы на конкретной территории, по конкретному адресу (дому). Отдельные составляющие жилищных услуг носят еще более локальный характер. Такое свойство жилищных услуг говорит об их делимости, которая создает впечатление о возможности полной индивидуализации их потребления.

Этот фактор становится причиной появления определенных сложностей, в частности, при решении проблемы оплаты услуг потребителями. Однако он позволяет признать жилищные услуги конкурентоспособными.

3. Своеобразно проявляется общественный характер инженерных услуг – потребление холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, газового топлива, водоотведения, предоставление которых доведено до каждой жилой ячейки и является элементом ее благоустройства. Этот факт  говорит о полной индивидуализации потребления инженерных услуг каждой отдельной квартирой. Благодаря вещному характеру носителей возможно количественное измерение, индивидуальный учет и контроль за их потреблением. Все это свидетельствует о возможности признания рассматриваемых услуг частными товарами. Но даже  индивидуальный характер потребления инженерных услуг не позволяет отнести их к разряду конкурентных товаров, ввиду наличия  некоторых их свойств:

  • общий характер потребности. В них нуждаются  все объекты жизнедеятельности населения, независимо от периода их использования;
  • необходимость в услугах возникает постоянно независимо от времени дня и ночи;
  • часто их потребление является неотложным и имеет обязательный характер, то есть услуги должны предоставляться в любой момент, когда в них возникает потребность;
  • коммунальные услуги являются уникальными, то есть не имеют субститутов.

В совокупности эти свойства инженерных услуг требуют создания системы коммунального обслуживания, обеспечивающей их общую доступность для любого её потребителя. Другими словами, системы инженерного обеспечения городов должны быть способны и готовы к удовлетворению потребностей в своих услугах любого своего потребителя, в любое время (круглосуточно, круглогодично), независимо от того, какое количество потребителей одновременно пользуется ими. Система, отвечающая этому требованию, делает услуги неисключаемыми, то есть, наделяет их признаком общедоступных благ. В современных городах системы инженерного обеспечения формируются и функционируют как общегородские сооружения.

д) Общедоступность жилищно-коммунальных услуг – главное общественных благ [5].

Общедоступность коммунальных услуг обеспечивает возможность пользования ими любому потребителю системы в момент возникновения потребности, в необходимых объемах, в течение необходимой продолжительности времени. Благодаря такой доступности  услуг потребитель не испытывает тяготы бытовой жизни, освобождает время для других своих дел. Все удобства современного жилищного фонда есть результат прогресса в способах увеличения доступности коммунальных услуг населению. И вместе с тем, все это благополучие и комфорт исчезает при отсутствии возможности свободно пользоваться рассматриваемыми жизненно необходимыми  услугами. Насущный и незаменимый характер потребления коммунальных услуг требует, чтобы они  были равнодоступны всем, кто нуждается в них, всегда, когда в них возникает потребность и независимо от платежеспособности их потребителей.

Именно это обстоятельство является основанием для закрепления за местными органами власти обязанности по обеспечению указанными услугами муниципального сообщества.[2]

Общедоступность коммунальных услуг потребителю непосредственно в его жилище обеспечивается особой системой организации городской среды, прежде всего, за счет эффективного функционирования инженерной инфраструктуры (системы жизнеобеспечения). Чем надежнее и эффективнее функционирование инженерных систем города, тем более удобной, комфортной и благоприятной воспринимается городская среда и жилье для жизнедеятельности проживающего населения.

Уровень комфортности бытовой жизни определяется степенью доступности услуги, так как чем менее доступна услуга, тем больше времени и труда приходится затратить человеку для удовлетворения своих бытовых потребностей, связанных с использованием данной услуги. Поэтому, в случае, когда речь идет о насущных потребностях, доступность услуг должна быть полной, то есть система должна быть способной удовлетворять потребности в полном объеме. Лишь в этом случае человек ощущает удобство и комфорт бытовой жизни.

Вместе с тем, потребление услуги увеличивается с ростом ее доступности, вследствие чего растет величина затрат, необходимых для поддержания соответствующего уровня доступности услуги. Этот факт  вступает в определенное противоречие с принципом общедоступности услуг без относительно платежеспособности потребителя.

В этой связи для обеспечения потребителей  города коммунальными услугами необходима разработка таких решений, которые не допускают ущемления их интересов как субъектов экономических отношений рассматриваемой отрасли.

Негативным представляется тот факт, что при обосновании необходимости демонополизации ЖКХ и развития конкурентных отношений, законодатель полностью исключает из субъектов правоотношений потребителей жилищно-коммунальных услуг, утверждая, что под конкуренцией понимается «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров».[3]

Таким образом наиболее сложные в решении проблемы естественных монополий технологического типа, к которым относится ЖКХ и под которыми понимаются монополии, обусловленные неразрывностью во времени процессов производства и потребления продукции (услуг) и отличающиеся насыщенным характером рынка, неценовым регулированием производства и общедоступностью продукции потребителю.[4]

При решении проблем естественных монополий технологического типа возможны три варианта:

– частная нерегулируемая монополия;

– частная монополия, регулируемая государством;

– непосредственная хозяйственная деятельность государства.

При этом как показывает мировой опыт регулирования деятельности рассматриваемых предприятий из всех приведенных вариантов по-настоящему опасен первый. Второй вариант возможен к реализации при условии четкого государственного регулирования с заключением жестких долгосрочных публичных контрактов с частным бизнесом.

Однако на сегодняшнем этапе развития российской экономики этот вариант практически не реализуем в российской экономике ввиду высокого уровня коррупции, низкой социальной ответственности бизнеса, пассивности населения, незнания им непростого, противоречивого законодательства в сферах ЖКХ.

При этом ввиду чрезвычайной важности и актуальности рассмотрения проблемы назрела необходимость корректировки реализуемого в России курса реформы ЖКХ с учетом рассмотренных особенностей.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Конституция Российской Федерации. Ст.7.

2. Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 г. №935 «О переходе на новую систему жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг». Указ Президента РФ от 28.04.1997 г. №425 (в ред. От 27.05.1997 г.) «О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации». Постановление правительства РФ от 18.06.1996 г. №707 «О упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг» (вместе с «Положением о порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг»). Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 г. №797 «О подпрограмме «реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (с изм. От 21.10.2004 г.). Фз №131 от 06.10.2003г. "об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Закон о МСУ).

3. Р.Коуз Спор о предельных  издержкам. Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript .

4. Ряховская А.Н., Кован С.Е., Крюкова О.Г., Алферов В.Н., и др. Антикризисное бизнес-регулирование. Монография./Под редакцией Ряховской А.Н. М.: Магистр. 2012г.

5. Ряховская А.Н., Таги-заде Ф.Г. Коммунальная деятельность как сфера общественных благ и естественной монополии. Научное издание. М.: Магистр. 2012г.

6. Ряховская А.Н. Исследование направлений привлечения средств для предприятий города.// Экономические науки. М.: 2012г. № 4 (89).

7. Ряховская А.Н., Акулова Н.Г, Реформирование ЖКХ и ее социально-экономические последствия. Коллективная монография. М.: ИЭАУ. 2012г.

8. Ряховская А.Н. Государственное регулирование деятельности ЖКХ.: Новый этап.//Жилищно- коммунальное хозяйство. М.:2012г.№5.

9.Хендерсон Д. «Радость свободы, или рынок без тормозов». СПб.: Питер,     2004.с.352.

10. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. – М.: Агент Пресс. – с.36–40.


© А.Н. Ряховская,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства