Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-755-19-13

Государственная поддержка АПК на региональном уровне в условиях вступления в ВТО

E-mail Печать

Д.В. Кирюшина,  (Студент,  Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва)

alt

Конференция 04
 

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

Российская Федерация в августе 2012 года вступила в ВТО. Членство в ВТО повлечет за собой кардинальные изменения во всех видах экономической деятельности, особенно, это скажется на агропромышленном комплексе. Целью данной работы является изучение последствий вступления в ВТО на оказание  государственной поддержки агропромышленному комплексу (АПК) на региональном уровне. Анализ делался на наиболее развитом, в сельскохозяйственном аспекте, регионе - Волгоградской области. Определив проблемы сильных регионов, можно будет судить о перспективах слабых регионов.

Волгоградская область является одним из крупнейших регионов РФ, где сильно развито сельскохозяйственное  производство. Она занимает 3 место в стране по размеру сельхозугодий (8,8 млн. гектар) и находится в пятерке лидеров по производству сельскохозяйственных культур. АПК региона создает около 12% ВРП. В настоящее время  функционируют 3155 сельскохозяйственных предприятий, 788 предприятий и организаций пищевой и перерабатывающей промышленности, 183 предприятия, обслуживающих сельское хозяйство и более 500 тыс. личных подворий.[2]  По данным Росстата, валовая продукция АПК (в фактически действующих ценах) увеличилась с 105665,9 млн. руб. в 2010г. до 132709,8 млн. руб. в 2011г. Продукция сельского хозяйства увеличилась на 23 521 млн. руб. в 2011г. по сравнению с 2010г. Валовой сбор зерна и овощей увеличился в 2 раза в 2011г. по сравнению с 2010г.

Исследование показало, что долгосрочная целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Волгоградской области» и мероприятия в рамках «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» действуют достаточно эффективно. В рамках этих программ поддержку получили отрасли мелиоративного комплекса, растениеводства и животноводства: выделены субсидии на приобретение минеральных удобрений и элитных семян, закупку кормов, на развитие племенного скота, (субсидии животноводству с 2010-2012гг. увеличились в 4 раза). В 2011- 2012 годах  проведены  значительные работы орошению земель и истреблению саранчовых вредителей. Также была предоставлена поддержка в виде кредитования малых форм хозяйствования. В результате  произошло значительное увеличение объемов продукции  животноводства, сбора  зерновых  и овощных культур.  Особо активно развиваются свиноводство и молочные животноводство. В 2012 году в эксплуатацию  был введен  свинокомплекс  на 104 тыс. голов в год и молочный комплекс на 1200 голов,[4].

Все эти успехи были бы невозможны без государственной поддержки и проведению мер по развитию реального сектора экономики.

Однако,  вступление России в ВТО значительно снизит их объемы и, следовательно, изменит или даже остановит планы реализации программ по развитию АПК. По правилам «Соглашения по сельскому хозяйству» ВТО, страны обязаны обеспечивать доступ импортной продукции на национальные рынки, изменить объемы и виды  государственной поддержки и отменять субсидирование экспорта. Происходит деление господдержки на 3 корзины в зависимости от степени влияния на условия торговли. Ограничения коснутся  «желтой  корзины», куда включены:  поддержка рыночных цен продукции, прямые платежи и субсидии, льготное кредитование, специальные цены на топливо и удобрения. И это является существенной проблемой для дальнейшего развития АПК Волгоградской области.  Аграрии потеряют значительную часть финансовых средств, и вследствие этого снизят свою конкурентоспособность.

 Изменения коснутся  ставок ввозных пошлин и  режимов тарифного квотирования. Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин на сельхозпродукцию снизится с 15,178% до 11,275%. По отдельным товарам таможенная пошлина снизится на 10-15 %. В частности таможенный тариф на живых свиней снизится с 40% до 5%, а пошлины на мясо свиней внутри квот с 15% до 0. На российский рынок придут импортные товары с низкими ценами из стран, где уже существует переизбыток продукции. Наши производители окажутся на грани убыточности из-за снижения таможенных пошлин,  и их продукция станет неконкурентоспособной.

Для того чтобы адаптировать российскую агропромышленный комплекс к условиям ВТО стоит предложить несколько путей решений проблем. Кроме «желтой корзины» существует «зеленая корзина», которая включает меры косвенной поддержки производителей, не изменяя условий рынка. Меры этой корзины ничем не ограничиваются, и государство может финансировать их в любых объемах. Их и стоит активно использовать области для поддержания конкурентоспособности и дальнейшего развития АПК. В связи с этим следует выделить несколько приоритетных направлений:

1. Развитие научных исследований, образование  и подготовка высококвалифицированных специалистов.  Разрабатывая новые технологии, мы сможем создать высокотехнологичные отрасли АПК,  снизить издержки и выйти на инновационный путь развития.

2. Совершенствование инфраструктуры села: прокладка дорог, газификация, водоснабжение, строительство комфортного жилья и социальных объектов.  Это приведет к притоку молодых, высокопрофессиональных кадров.

3. Создание устойчивых партнерских связей между предприятиями  внутри отрасли позволит сохранить и переработать максимальный объем выращенной сельхозпродукции, а также даст мощный импульс  к созданию новых перерабатывающих предприятий и смежных производств.

4. Страхование урожая и программы улучшения плодородия почв, в частности по мелиорация земель и борьбе с вредителями позволят повысить показатели плодородия почв, а, следовательно повысит урожайность. 

5. Развитие ветеринарных  служб  в области, усиление требований санитарно-эпидемиологического контроля, создание стандартов качества   позволит повысить качество и безопасность пищевой продукции.

6. Развитие лугопастбищных кормопроизводств позволит получать высококачественные  недорогие корма, богатые витаминами и белком, что, в свою очередь, снизит затраты при производстве молока и мяса.

7. Поддержка сельского хозяйства, ориентированного на использование экологически чистых технологий обеспечат сохранность природных ресурсов и окружающей среды.

Производство экологически чистой продукции  в овощной и  мясомолочной промышленности  позволит развить активный экспорт, что является актуальным для АПК Волгоградской области. Также вышеперечисленные меры создадут условия для более устойчивой работы сельскохозяйственных производств. Регион укрепит лидирующие позиции в сельхозпроизводстве. Кроме того , аналогичные мероприятия целесообразно осуществлять и в менее развитых регионах.

В заключение хотелось бы сказать, что увеличивая  меры «зеленой корзины», регион не только комплексно разовьет агропромышленный комплекс, не нарушая  правил ВТО, но и  создаст привлекательные условия для жизни на селе. Все это  повысит конкурентоспособность  сельхозпродукции   и сделает ее  крупной статьей российского экспорта, а а также укрепит продовольственную безопасность страны.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы»

2. «Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ» №14(457), 2012г.

3. Белоусов В.И., Белоусов А.В., Белоусов А.А. ВТО в России: угрозы и новые возможности конкурентного развития. Издательство: LAMBERT Akademie Publishing (Германия), 2012, 259 с.

4. http://gks.ru

5. http://top-agro.ru

6. http://wto.ru


© Д.В. Кирюшина,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства