Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-755-19-13

Изд-во «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» : / Conference - cnf-2013-04 / Практика организационных и экономических решений в области местного самоуправления: Европейский опыт
A+ R A-

Практика организационных и экономических решений в области местного самоуправления: Европейский опыт

E-mail Печать

А.С. Попов,  (К.э.н., доцент кафедры экономики и права РГСУ,  Мурманский филиал)

alt

Конференция 04
 

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

Мировая практика демонстрирует, что в западных странах используют принципиальное разнообразие в применении экономических и организационных решений в области организации деятельности органов местного самоуправления. Это разнообразие принципиально важно.  К основным моделям  местного самоуправления относят англосаксонскую и  континентальную.* Поэтому, вполне оправданным является подход вычленения муниципальных систем различных стран для их анализа.

* Орешин В.П.  Система государственного

и муниципального управления. М.:Инфа-М,  2012. С. 228.

Англосаксонская модель распространена преимущественно в странах с одноимённой правовой системой: в Австралии, Великобритании, Индии,   Канаде,  США, и др. Её основные характеристики сводятся к  высокому уровню автономии, местного самоуправления, выборности подконтрольности населению, отсутствие органов гос. власти местного уровня.

Со своей стороны, континентальная модель распространена в странах континентальной Европы: в  Бельгии,  Испании,  Италии, во Франции.

Следует отметить, что система местного самоуправления стран с англосаксонской моделью определяется их административно-территориальным делением. Установлены и критерии разграничения муниципалитетов по численности проживающего в них населения  (минимальная численность населения колеблется от 5 тыс. до 15 тыс. человек.

Каждый муниципалитет как административно-территориальная единица имеет свой орган самоуправления - совет. Муниципальные советы могут быть городскими или сельскими. Полномочия сельских советов в наибольшей степени ограничены. Члены городских советов (мэрий), как правило, избираются от городских районов. Состав и полномочия представительных органов местного самоуправления различны в каждой провинции.

Муниципальные органы обладают определенной автономией в отношении выборности местных представительных органов и некоторых должностных лиц, наличия муниципальной собственности и собственной компетенции и т.д. Вместе с тем, они в конечном итоге функционируют под контролем центральных властей провинций и в значительной степени интегрированы в государственный механизм, выполняя многие функции государственного значения.

Бюджет местных органов власти, как правило, складывается из четырех основных источников: местных налогов (главным образом, налогов на собственность), платежей за муниципальные услуги, межправительственных поступлений, а также муниципальных займов. Местными органами власти   в этих странах собирается в виде налогов  около 70%  от всех других источников. 

Если, например, говорить о  низшем уровне системы местного управления США, то он состоит из школьных и специализированных округов, которые создаются в границах, не совпадающих с административными, будучи ориентированными на решение локальных вопросов, имеющих базовое значение для образованного округа.  Управляется округ выборными советами из представителей общественности, которые осуществляют свои функции на общественных началах.  Образование школьных округов обязано стремлению федеральных властей увеличить бюджеты средних учебных заведений в стране. С другой стороны,     учитывая, что число школьных округов в последние годы несколько сокращается, что объясняется интеграционными тенденциями в образовании,  заметно возрастает количество специализированных округов, учреждаемых вокруг отдельных отраслевых и наукоёмких технологических центров (транспортных зон, технопарков, рекреационных территорий и т. д.).

Примером положительной организации деятельности органов местного самоуправления  для стран с континентальной моделью самоуправления является  административно- территориальное деление Швеции.

Существующая на сегодня система местной власти регулируется Актом о местном самоуправлении, принятым в 1991 г.  В настоящее время территория Швеции разделена на 288 коммун, каждая из которых имеет свой выборный орган власти.  Источником местной власти как на коммунальном, так и на земельном уровнях являются советы, избираемые на пропорциональной основе по числу полученных партией голосов.  Одномандатных округов в Швеции не существует ни на одном из уровней.  Каждая из партий, прошедшая сквозь горнило выборной кампании и вошедшая в муниципальный (региональный) совет, получает государственную субсидию, дающую возможность местному совету, какой бы политической ориентацией он ни был, проводить согласованную муниципальную политику в интересах всего населения, проживающего на территории.  Полномочия между уровнями государственной и муниципальной власти четко разделены и абсолютно не вызывают противоречий между ними.  К примеру, здравоохранение и высшее образование поддерживаются главным образом на региональном уровне, тогда как в сферу муниципальной политики попадают проблемы среднего образования, детских учреждений, социальной помощи, состояния дорог, улиц, общественного транспорта и т. д. Исполнение вверенных государством местному самоуправлению функций обеспечено строгими мерами налоговой и бюджетной политики.  Расходы местных и региональных советов достигают 25% от годового валового продукта страны.  Из них 47% уходит на заработную плату их функционеров.

Основным финансовым источником деятельности муниципалитетов  является прямой местный подоходный налог с физических лиц, уровень которого местные власти устанавливают самостоятельно.  Парламент определяет лишь нижнюю и верхнюю его границу.  Всего шведский гражданин платит около 30% подоходного налога, часть которого идет последовательно сначала в местный, затем в региональный бюджеты, а если доход гражданина составляет свыше 200 000 крон, то и в федеральный.  В структуре доходов местных органов подоходный налог составляет почти 60%.  Для сравнения: тарифы на энергоснабжение, водоснабжение, канализацию занимают только 15% доходной части муниципалитета.  Сложенные вместе муниципальный и губернский налоги не должны превышать 35% от всей налогооблагаемой базы. Выравнивание уровня жизни в коммунах осуществляется посредством целевых грантов государства, которыми муниципалитеты могут пользоваться весьма широко.  При этом режим выравнивания осуществляется шведскими властями на двух уровнях: по доходам и по расходам.  И если в первом случае создаются условия для обеспечения максимально ровной способности территорий в формировании собственной материальной базы, то во втором объектом государственного регулирования становятся основополагающие расходные статьи, задающие основу социальному благосостоянию территории.

Коммунальные органы власти Швеции являются крупнейшими работодателями.  Общее число занятых на муниципальной и губернской службе составляет 1 млн. человек.  К ним относятся не только чиновники и управленцы, но и все те, кто занят в сфере социального обслуживания и обязан соблюдать по роду своей работы определенные правила, разработанные на территории.  Общее число народных избранников, которым принадлежит в результате выборов высшая власть в коммунах, насчитывает 50 тыс.  человек. Однако только один-два человека из исполнительных органов коммун получают за свою работу заработную плату.  Вопросы взаимоотношений между предприятиями тех или иных отраслей и муниципалитетами (губернскими советами) разрешаются на базе договоров между отраслевыми профсоюзами и объединениями муниципальных и губернских служащих, основой которых являются индивидуальные контракты об условиях труда и взаимных обязательствах сторон.

В заключение нашего краткого анализа зарубежного опыта деятельности органов местного самоуправления,  можно привести  пример организации местного самоуправления Дании.  Закон  о местном самоуправлении Дании не содержит, в частности, перечень вопросов, которые считаются важными для местного сообщества, если эти вопросы  относятся к компетенции государства и не регулируются отраслевым законодательством. Так, отраслевое законодательство регулирует организацию и работу библиотек и музыкальных школ. И если датский муниципалитет решает открыть муниципальную  школу, то он обязан  соблюдать определённые стандарты её содержания. Исключительно местное законодательство регулирует такие вопросы, как  строительство спортивных сооружений, программы помощи малоимущим и пр.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Антюшина Н.М. Шведская система местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление.  2007.  № 10.

2. Бучакова М.А. Формы непосредственной демократии в системе местного самоуправления. Омск, 2007.

3. Волкова Г.И. Испания: государство автономий и проблема территориальной целостности: монография. М.: МАКС Пресс, 2011

4. Игнатов В.Г. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. М., 2007.

5. Прудников А.С. Местное самоуправление (управление) в зарубежных странах. М., 2012.


© А.С. Попов,  Журнал "Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства