Е.Я. Щербакова, (Специалист регионального отделения Объединенного фонда электронных ресурсов «Наука и образование», Самарский институт, филиал РЭУ) |
Конференция 05
|
||||
Объективно существующие в начале ХХI века трансформационные процессы российской армии актуализируют интерес ученых–историков к проблеме использования исторического опыта в решении задач повышения уровня военной безопасности и укрепления обороноспособности Отечества [1,2,3,7,8]. Критическое осмысление исторического опыта становления и развития системы военного воспитания в ВС СССР [4,5,6] обеспечивает преемственность традиций и идей в развитии воспитательной системы в современных Вооруженных силах Российской Федерации. Анализ развития концепции формирования социальной и военной идентичности при проведении воспитательной работы в рядах РККА позволяет проследить динамику развития ее форм, методов и средств, оценить возможность их творческого применения в воспитательной работе в Вооруженных силах Российской Федерации. В рамках данной статьи предпосылки формирования социальной и военной идентичности у бойцов РККА рассматриваются в трудах М.В. Фрунзе. Выбор данной исторической личности не случаен, т.е. именно он стоял у истоков нормативного оформления генезиса концепций воспитательной работы в РККА в условиях относительно мирного времени для страны, вышедшей из безумия братоубийства Гражданской войны. Авторству М.В. Фрунзе принадлежит приказ о создании отдельного факультета – военно-политического в реорганизованной в 1925 году Военно-политической академии им. Толмачева [14]. В основном, концептуальные взгляды В.М. Фрунзе, сменившего Л.Д. Троцкого на посту Председателя РВС СССР в 1925 году, изложены в его многочисленных работах, увидевших свет в виде брошюр, сборников статей, военной периодики, а затем включенных в состав собрания сочинений [13]. В 20-х гг. ХХ века М.В. Фрунзе издал более 150 работ, в которых отражены главные теоретические проблемы и практические вопросы воспитательной работы в Красной армии. Из работ, в которых рассматривались проблемы политического воспитания личного состава армии, следует выделить такие труды М.В.Фрунзе как «Единая военная доктрина и Красная Армия» [12], «Партия и Красная Армия», «Привет ПУРу», «Итоги Пленума Реввоенсовета СССР», «Задачи академиков в Армии», «Итоги и перспективы военного строительства», «Очередные вопросы военного дела», «Ленин и Красная Армия», «Очередные задачи политработников», «Оборона страны и комсомол» и т.д. Важное значение для исторической науки имеют содержащиеся в работах М.В. Фрунзе положения о переходе к единоначалию, о роли военных комиссаров, политорганов и партийных организаций в воспитании личного состава, в укреплении Красной Армии, о совершенствовании политической и военной подготовки кадров политсостава и др. В поисках путей повышения эффективности реализации системы воспитания в армии М.В.Фрунзе рассматривал комплексный подход, сочетающий меры убеждения с принуждением, воспитанием и организационной, административно-правовой деятельностью. При этом он акцентировал внимание на значимости формирования высокого уровня правосознания у военнослужащих, необходимости убеждения воинов в значимости поддержания крепкой воинской дисциплины и правопорядка. В тезисах к X съезду РКП (б), он обобщенно ставил вопрос о необходимости наращивания усилий в деле политического воспитания красноармейцев в мирных условиях [9]. В работе «Единая военная доктрина и Красная Армия», опубликованной в 1921 г., М.В. Фрунзе отмечает необходимость следующей формы реализации политического воспитания в армии: «строить единство армии не путем палочной дисциплины, а путем максимального умственного развития красноармейцев»[9]. В статье «Красная Армия выполняет заветы Ленина», написанной в 1925 году, М.В. Фрунзе акцентирует внимание на основной задаче армии – укрепление взаимной связи и братской солидарности трудящихся различных национальностей» [13]. Впрочем, концептуальные взгляды второго Председателя РВС СССР в данном аспекте не были оригинальными, практически все лидеры правящей партии осознавали необходимость актуализации интернациональной составляющей социальной и военной идентичности бойцов РККА, в связи с ее многонациональным характером. Отдельно следует отметить такое направление в формирования социальной и военной идентичности у личного состава, отстаиваемое М.В. Фрунзе, как ориентированность на наступательную стратегию. Подчеркивая необходимость формирования у военнослужащих адекватной оценки противника, он резко выступал против распространявшегося в те годы мнения, будто армия любой империалистической державы из-за классовых противоречий и классовой борьбы в ближайших столкновениях не может представлять прочно организованной и спаянной силы, отмечая, что «вполне вероятным является факт появления перед нами противника, который очень туго будет поддаваться доводам революционной идеологии» [13]. Не безынтересны взгляды М.В. Фрунзе на необходимость обобщения и использования в политическом воспитании опыта, накопленного Красной Армией в период Гражданской войны. В конце 1924 г. он писал по этому поводу: «Теоретически и практически для нас чрезвычайно важно поставить дело изучения опыта гражданской войны на должную высоту ... Он практически жизненно необходим для тех отрядов пролетарской армии, которые готовятся к вступлению в бой с классовым врагом» [13]. Необходимо отметить, что в рамках данной статьи представлены краткие результаты компаративного анализа проблемы формирования социальной и военной идентичности личного состава РККА в работах М.В. Фрунзе, т.к. по мнению автора, детальный комплексный анализ его работ с позиции новых методологических подходов отечественной историографии – дело будущего. В то же время, в качестве обобщающего положения по данному докладу, представляется необходимым отметить следующее. На формирование и генезис концептуальных взглядов одного из военных лидеров Советской России – М.В. Фрунзе повлияла не только конктретно-историческая обстановка, но и необходимость учета специфики восприятия целевой аудитории концепции формирования социальной и военной идентичности у личного состава в данный исторический период. Разумеется, помимо возрастной особенности, необходимо было учитывать и низкий образовательный уровень большей части личного состава. Представляется, что именно это и явилось причиной перманентной смены вектора политического воспитания от жесткого принуждения, детерминированного объективными обстоятельствами конкретно-исторической обстановки, к доминанте убеждения, развития сознательного отношения к воинскому долгу и политическому строю, наблюдаемого в его работах. В тоже время, доминанты убеждения и принуждения как базисные методы реализации системы политического воспитания в РККА находились в 20-е годы ХХ века в тесной диалектической взаимосвязи, находя свое отражение в отечественных нормативных правовых актах на различных исторических отрезках. На взгляд автора, и спустя практически столетие, идеи М. В. Фрунзе о роли и значении формирования социальной и военной идентичности у личного состава ВС не потеряли своей актуальности, и в современных условиях приобретают особую значимость. Это связано с усложнением задач подготовки и боевой готовности Вооруженных Сил, с социально-политическими и военно-техническими особенностями современной войны, предъявляющей, как никогда, высокие требования к морально-политической и психологической закалке личного состава. |
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Бобкова Е.Ю. Актуальные проблемы изучения отражения политического воспитания личного состава красной армии в межвоенный период в отечественной историографической науке // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № 11-12. С. 43-47. 2. Бобкова Е.Ю. Основные методологические подходы к изучению проблем политического воспитания личного состава вооруженных сил советского государства в отечественной историографии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 4-2. С. 19-22. 3. Бобкова Е.Ю. Политическое воспитание военносужащих Красной (Советской) Армии: анализ отечественной историографии 1920-2000 ГГ // Клио. 2012. № 2. С. 123-124. 4. Ипполитов Г.М. К вопросу о синергетическом подходе в исторических и историографических исследованиях // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2010. Т. 12. № 2. С. 207-216. 5. Ипполитов Г.М. Классификация источников в проблемно-тематических историографических исследованиях и некоторые методологические подходы к их анализу // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3-2. С. 501-509. 6. Ипполитов Г.М. О новых подходах к освещению Советского периода Российской истории (на примере Гражданской войны в России) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3u-1u. С. 222-228. 7. Ипполитов Г.М. Российская гражданская война в отечественной историографии второй половины 1980-х - первой половины 1990-х гг. (некоторые аспекты проблемы) // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. Т. 10. № 1. С. 204-220. 2 8. Ипполитов Г.М., Бобкова Е.Ю. Реформа в Красной Армии. Документы и материалы. 1923-1928 ГГ.: в 2-х кн. М.-СПБ.: Издательство «летний сад», 2006-2007. 720 С., 526 С. / Отв. сост. Н.С. Тархова, П.М. Шабардин // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 3u-1u. С. 301-302. 9. Рабоче-Крестьянская Красная Армия / сост. Д. Кин. – Б. м.: Высш. воен. ред. совет, 1922 [Электронн. ресурс]. Режим доступа: http://www.rkka.ru/docs/real/rkka/main.htm#s5. Дата обращения: 01.08.2012 10. Реорганизация Рабоче-Крестьянской Красной армии: материалы к X съезду РКП (б). Харьков, 1921 11. Троцкий Л.Д. Дневники и письма. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1993. [Электрон. ресурс.] Режим доступа: http://lib.ru/TROCKIJ/dnewniki.txt. Дата обращения: 01.08.2012. 12. Фрунзе М. В. Единая военная доктрина и Красная армия // Красная Новь. 1921. № 1. С. 94-106 13. Фрунзе М.В. Собр.соч.в 3-х томах /Под общей редакцией А.С. Бубнова. М.- Л.:Государственное издательство, 1926 - 1929 гг., Т.1 - 692с., Т.2 – 323с., Т. 3 – 402 с. 14. Фрунзе М.В.: Военная и политическая деятельность. – М.: Воениздат, 1984. [Электрон.ресурс]. Режим доступа: http://militera.lib.ru/bio/frunze/index.html. Дата обращения: 01.08.2012. |
||||
© Е.Я. Щербакова, Издательство "Научные технологии". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|