Т.В. Жирнова, (К.э.н., доцент кафедры МЭиМ, Самарский институт, филиал РЭУ, Самара) |
Конференция 05
|
||||
Нарастание скорости изменения внутренней и внешней среды промышленных предприятий электроэнергетической отрасли ставит перед менеджерами задачу интенсификация процесса получения объективной, оперативной информация о деятельности предприятия с целью принятия адекватных управленческих решений [2,5,13]. Изменения среды предприятий обусловлены рядом объективных факторов: научно-технический прогресс, межотраслевая и международная интеграция, построение рыночных отношений в сфере производства, транспортировки и сбыта энергии. По нашему мнению, наиболее приемлемым способом решения проблемы получения объективной, оперативной информации для принятия эффективных управленческих решений является построение на предприятиях электроэнергетики системы контроллинга производственно-экономической деятельности. В процессе проведения контроллинга используются информационная база и методы производственно-экономического анализа деятельности предприятий. Поэтому представляется необходимым рассмотреть понятие, содержание, виды и этапы становления анализа как основу теории контроллинга. Анализ производственно-экономической деятельности предприятия играет важную роль в системе управления предприятием и тесно связан со всеми функциями управления. С одной стороны он призван определить экономическую эффективность производственной деятельности предприятия за отчетный период (или установленный изучаемый период), достижение поставленных целей, а с другой – определить возможные направления развития этой деятельности на текущий и перспективный периоды с точки зрения обеспеченности необходимыми финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами. Это двойственное свойство анализа производственно-экономической деятельности позволяет нам исследовать его не как дополнительную функцию управления, как это делают многие ученые-экономисты [1,3,4,6,7], а как средство реализации системы управления предприятия (рисунок 1). Систему управления предприятием мы характеризуем как процесс оптимизации всех имеющихся ресурсов предприятия для достижения поставленных организационных целей и задач. Процесс оптимизации определяет деятельность менеджера по обеспечению рационального размера предприятия (производства). Сама деятельность выражена в функциях управления (планировании, организации, руководстве, контроле, управленческом решении), которые на принципе обратной связи, должны пропорционально соотноситься между собой (на основе критерия сбалансированности). Из рисунка 1 видно, что средством реализации системы управления, наряду с анализом производственно-экономической деятельности, выступает и контроллинг. Многие ученые отождествляют понятия контроллинг и мониторинг. Мы считаем такое объединение неправомочным. Так, понятие «контроллинг в управлении» следует рассматривать в трех основных аспектах [8,9,10,11,14]. 1) контроллинг как систематическая и конструктивная деятельность руководителей, органов управления, одна из основных управленческих функций, т.е. контроль как деятельность; 2) контроллинг как завершающая стадия процесса управления, сердцевиной которой является механизм обратной связи; 3) контроллинг как неотъемлемая составляющая процесса принятия и реализации управленческих решений, непрерывно участвующая в этом процессе от его начала и до завершения. |
||||
|
||||
Мониторинг многие ученые рассматривают как некое средство (способ, механизм) обеспечивающие сравнение результатов с поставленными задачами. То есть, в трех основных аспектах контроллинга, мониторинг выступает в третьей позиции, а именно как средство реализации системы управления предприятием. |
||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Жирнова Т.В Экономическая сущность материальных и организационных факторов производства в ресурсообеспеченности предприятия // Вестник ОГУ. – № 3, 2007 – С .82-86 2. Жирнова Т.В. Системный подход к исследованию мониторинга производственно-экономической деятельности промышленного предприятия // Вестник Самарского государственного экономического университета. № 11, 2011 3. Чебыкина М.В. Методические подходы в оценке эффективности использования маркетинговых факторов конкурентоспособности сельскохозяйственного предприятия // Вестник ОГУ. – №12, 2004. – С.101-106 4. Чебыкина М.В. Формирование маркетинга партнерских отношений как базовая стратегия повышения стоимости предприятий // Вестник ОГУ. – №8, 2005. – С. 120-125 5. Чебыкина М.В., Грачева Е.С. Конкурентоспособность предприятий как основа улучшения конкурентной позиции региона // Известия академии управления теория, стратегия, инновации. – №4 (5), 2011. 6. Чебыкина М.В., Грачева Е.С. Оптимизация оценки конкурентоспособности предприятий (фирм)» // Вестник Самарского Экономического университета – № 12, 2011. 7. Чебыкина М.В., Грачева Е.С. Экономический механизм формирования региональной конкурентоспособности // Вестник ОГУ. – № 8, 2011. 8. Чебыкина М.В., Бобкова Е.Ю. Сбалансированность ресурсных факторов производства в формировании капитала предприятия // Экономика и предпринимательство. 2013. № 5. С. 458-461 9. Чебыкина М.В., Бобкова Е.Ю. Система критериев и принципов эффективного использования ресурсного потенциала предприятия с учетом его капитализации // Экономика и менеджмент систем управления. 2012. Т. 6. № 4.3. С. 399-405 10. Шаталова Т.Н. Айвазян С.В. Теоретические аспекты управления ресурсным потенциалом региона // Вестник Самарского муниципального института управления. – №4, 2011. – С 40-48 11. Шаталова Т.Н. Диалектико-дуалистический подход к определению экономической категории «Конкурентоспособность промышленного предприятия» // Фундаментальные исследования. – №11, 2012. – Режим доступа: http://search.rae.ru/ 12. Шаталова Т.Н. Еникеева А.Г. Экономическая сущность производственного потенциала // Вестник ОГУ. – № 8, 2007. – С. 85-91 13. Шаталова Т.Н. Жирнова Т.В. Проблемы стоимостного измерения материальных факторов производства на предприятиях // Вестник ОГУ. № 10, 2006 – С.276-281 14. Шаталова Т.Н. Серова А.С. Природно-ресурсный потенциал в экономической системе региона // Вестник ОГУ. – № 8, 2008. – С. 118-122. 15. Миндлин Ю.Б. Составляющие оценки эффективности системы управления предприятием в экономике региона // Микроэкономика №7 2008г. 16. Миндлин Ю.Б. Формирование основных мероприятий по совершенствованию политики Московской области в сфере привлечения трудовых ресурсов // Микроэкономика №2 2009г. 17. Миндлин Ю.Б. Потенциал региона в экономике инновационного развития // Вестник московского государственного областного университета. Серия «Экономика» №3 2011г. 18. Миндлин Ю.Б. Инновационные стратегии экономического развития региона // Образование. Наука. Научные кадры №4 2011г. 19. Миндлин Ю.Б. Стратегии инновационного развития экономики региона // Национальная безопасность/ Nota bene №5 2011г. 20. Миндлин Ю.Б. Налоговый механизм в социально-экономической системе региона // Налоги и налогообложение №6 2012г. |
||||
© Т.В. Жирнова, Издательство "Научные технологии". |
< Предыдущая | Следующая > |
---|