Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

Модель построения ИТ-Аутсорсинга – SaaS-решения

E-mail Печать

В.В. Смирнов,  (К.э.н., доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ)

Е.Н. Матюхина,  (Ст. преподаватель, Российский Университет Дружбы Народов)

Л.В. Александрова,  (Ст. преп. кафедры «Информационных технологий» Российского Университета Дружбы Народов)

М.А. Александров,  (Специалист управления рисками  ЗАО «Райффайзенбанк»)

alt

Конференция 04
 

Материалы II международной научно-практической конференции

" ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА"

г. Москва, 23 апреля 2013 года

Термин «Аутсорсинг» достаточно прочно утвердился в нашем лексиконе. В общем значении аутсорсинг понимают как использование заказчиком любых внешних ресурсов. Однако это понятие включает в себя лишь определенные услуги сторонних организаций, выполняемые на долгосрочной основе и связанные с реализацией постоянных бизнес-процессов предприятия.

Постоянное развитие информационных технологий влечет за собой появление различных направлений ИТ-аутсорсинга, новейшим из которых считается модель  Software as a Service (SaaS, «ПО как сервис»). За небольшой период существования этой модели, она успела получить широкое применение в мире. По оценке аналитической компании Gartner мировой объем рынка SaaS в 2012 г. составит $14,5 млрд, что на 17,9% больше чем годом ранее. Тенденция к росту сохранится на протяжении ближайших лет и уже в 2015 г. годовой доход от ПО, предоставляемого как услуга, достигнет $22,1 млрд.

SaaS обычно рассматривают как альтернативу распространенной уже несколько десятилетий схеме локальной установки ПО заказчику. Одним из ключевых отличий SaaS является возможность получения продукта на условиях аренды с оплатой в зависимости от конкретно используемых ресурсов (модель оплаты по требованию). Таким образом, осуществляется переход от приобретения продуктов в постоянное пользование к гибкой схеме аренды.

В действительности же, появление Software as a Service имело свою историческую логику. Следует отметить, что до середины 50-х годов практически вся вычислительная техника использовалась исключительно на правах аренды. Только в 1969 г. компания IBM впервые начала продажу техники, программ и услуг как независимых продуктов. С этих пор  ПО стало самостоятельным рыночным товаром. Однако даже десятилетия спустя приобретение собственных ПО и техники было недоступно многим организациям, в результате чего они были вынуждены брать в аренду доступ к ПО, установленном на оборудовании крупных вычислительных центров. Иными словами такую схему можно было назвать полным ИТ-аутсорсингом, когда клиенты сами приходили к поставщикам услуг. В 70-е годы благодаря развитию технологии удаленного доступа, ИТ-сервисы предоставлялись через установленные в офисе у заказчика терминалы.

В 80-е годы с появлением персональных компьютеров, ИТ стало доступным практически для всех. В этот момент и начала формироваться наиболее распространенная на сегодняшний день модель ИТ-бизнеса. Эта модель основана на существовании трех независимых, но взаимодополняющих направлений: аппаратные вендоры, софтверные вендоры и поставщики ИТ-услуг.

С середины 90-х годов предприятия стали отходить от необходимости содержания собственных ИТ-специалистов, дорогостоящего оборудования и ПО и все чаще начинают использовать различные модели аутсорсинга. С тех пор закрепились наиболее известные сегодня модели ИТ-аутсорсинга:

1. Оборудование;

2. Программное обеспечение;

3. ИТ-специалисты.

На сегодняшний день модель ИТ-аутсорсинга объединяет все три вышеперечисленных компонента. Софт, с точки зрения бизнес-пользователя,  выступает как ключевой ИТ-компонент, с которым он имеет непосредственные контакты: именно прикладные программы выполняют нужные пользователю бизнес-функции, а остальное — вспомогательные компоненты. Именно передача на аутсорсинг программных продуктов логически завершает освоенные ранее процессы аренды аппаратуры, аутсорсинга услуг и аутстаффинга персонала. Именно переход к новой модели доставки ПО в наибольшей степени может  повлиять на будущую расстановку сил на ИТ-рынке в целом. Этому способствует рост  осведомленности клиентов о преимуществах данной модели, ограничение ИТ бюджетов в течение длительного времени, повышение интереса к услугам SaaS  со стороны сообщества разработчиков.

Наиболее зрелый рынок SaaS в Северной Америке, где в 2012 г. доход от этого сегмента ожидается на уровне $9,1 млрд (против $7,8 млрд в 2011 г.). Здесь SaaS решения широко применяются для управления издержками, финансовых задач, почтовых служб, работы с офисными документами. В Западной Европе доход от SaaS в 2012 г. достигнет $3,2 млрд (в 2011 г. – $2,7 млрд), рынок Восточной Европы более чем в 10 раз меньше: $169,4 млн в этом году и $135,5 – в прошлом. В Японии рост сегмента SaaS определяют CRM и приложения почтовых служб и группового взаимодействия. В Латинской Америке, с объемом SaaS рынка в $419,7 млн в 2012 г. ($331,1 млн в прошлом году), популярность набирают  SaaS-решения CRM, ERP и сопровождение закупок. В Северной Америке причинами недостаточно быстрого внедрения SaaS вляются  ограничения в настройке приложений и возможности их интеграции с другими системами, используемыми в организациях. Внедрение SaaS тормозится нестабильностью сетей, в Азиатско-тихоокеанском регионе – длительным временем развертывания.

Модель SaaS-решения значительно расширяет доступ к использованию большого числа бизнес-приложений, приложений массового спроса, начиная от отдельных приложений, таких как «управление финансами», «управление складом», CRM-приложения, HRM-приложения и т.д., заканчивая полноценной ERP-системой.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Александров М.А. SaaS как новое направление ИТ-аутсорсинга.  Материалы Консультационного Центра Финансовой Академии при Правительстве РФ, М. 2009, http://outsourcing.ru/content/rus/291/2915-article.asp

2. Материалы Конференции «ИТ-аутсорсинг 2012: Тренды и перспективы» Портал Superjob.ru, http://www.rabota.4aoc.ru/2012/01/19/konferenciya-it-autsorsing-2012-trendy-i-perspektivy/

3. Ефимова О.В. Стратегия устойчивого развития компании:   аналитический аспект. // Сибирская финансовая школа. 2011. -  № 3. -  С. 40. – С.36-40.


© В.В. Смирнов, Е.Н. Матюхина, Л.В. Александрова, М.А. Александров,  Издательство "Научные технологии".
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства