Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-755-19-13

Проблемы надзора и финансового мониторинга универсальных электронных карт в национальной платежной системе России

E-mail Печать

Г.О. Крылов,  (Д.ф-м..н., профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва)

alt

Конференция 01
ПЛЕНАРНЫЕ ДОКЛАДЫ

 

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАУКЕ, БИЗНЕСЕ И ОБРАЗОВАНИИ»:

Сборник статей V Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых.

В  России вступил в силу Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" [1], за исключением отдельных положений вступающих в силу в более поздние сроки (далее – Закон), а также Положение  Центрального банка России от 9 июня 2012 г. N 381-П "О порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" (далее Положение) [2]. Стратегические цели создания Национальной платежной системы (НПС) заключаются по существу в уходе от иностранной разведки российских финансовых трансзакций, в  уменьшении массы наличных денежных средств, равно как в   усилении национального финансового мониторинга  в интересах противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. После вступления России 22 августа 2012 года во Всемирную торговую организацию  (далее - ВТО)  Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" и, следовательно, Положение требуют дополнений   по обязательствам России перед ВТО. В частности, согласно терминологии  ВТО  банковские операции относятся к банковским услугам. После присоединения к ВТО к оказанию таких банковских услуг в России будут допущены иностранцы из стран – членов ВТО на предусмотренных условиях.  После вступления России в ВТО в отношении оказания иностранными лицами из членов ВТО финансовых услуг в России / применительно к получателям в России /  и из России будут действовать правила согласно принятым на себя Россией обязательствам. Кроме того, российские субъекты получат право входить на иностранные рынки финансовых услуг, причем с учетом тех обязательств, которые взяли на себя соответствующие члены ВТО.

В связи с получением Россией статуса члена ВТО для нее начали действовать десятки документов ВТО (как международные соглашения, образующие правовую основу  ВТО, так и локальные документы органов ВТО), которые требуют отдельного анализа на предмет их сопряжения с  Положением, если зарубежные  операторы  платежных систем  и операторы услуг платежной инфраструктуры, не являющимися кредитными организациями, получат статус субъектов национальной платежной системы России. Частично эта ситуация предусмотрена ст. 37 Федерального закона  N 161-ФЗ.  В Положении не отражены уголовно-правовые  отношения, которые неизбежно возникнут при массовом обороте универсальных электронных карт (УЭК) и инфоматов, которые придут на смену банкоматам. Кроме того в Положениии неполно отражены отношения  Банка России с федеральными органами исполнительной власти при осуществлении надзора и наблюдения в национальной платежной системе, в частности отношения с Федеральной службой финансового мониторинга. Частично эта ситуация предусмотрена ст. 36 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ, а также  в изменениях и дополнениях  в  Федеральном законе от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" [3], которые сводятся к следующим:

1. Основные изменения данного закона коснулись статьи 7 «Права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом». В пункты 1.1. и 1.2. о возможности не проведения идентификации клиента и выгодоприобретателя в случаях, когда сумма операции не превышает 15 тыс. руб. включены также представители клиента.

Добавлены аналогичные положения, касающиеся переводов без открытия счета, в том числе электронных денежных средств: «Идентификация клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя не проводится при осуществлении кредитными организациями, в том числе с привлечением банковских платежных агентов, перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, если сумма перевода не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей, за исключением случая, если у работников кредитной организации, банковских платежных агентов возникают подозрения, что указанная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма». Введены также соответствующие дополнения, согласующие положения Федерального закона  N 161-ФЗ  «О национальной платежной системе» о праве кредитной организации поручать на основании договора другой кредитной организации, организации федеральной почтовой связи, платежному агенту проведение идентификации клиента - физического лица, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя в целях осуществления перевода денежных средств без открытия  банковского счета, в том числе электронных денежных средств. Обозначена  ответственность за несоблюдение установленных требований по идентификации всех участников процесса. Кроме того, кредитным организациям вменено в обязанность сообщать Банку России в установленном им порядке информацию о лицах, которым кредитной организацией поручено проведение идентификации.

2. До 30 дней увеличен срок приостановления  уполномоченным органом операций лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму в случае если полученная информация подтверждена, в случае если по заявлению уполномоченного органа есть решение суда, то такие операции приостанавливаются до отмены такого решения в соответствии с действующим законодательством (ст. 8). Вместе с тем вступление России в ВТО требует дальнейшего исследования проблем надзора и мониторинга.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон  N 161-ФЗ  «О национальной платежной системе». "Российская газета" от 30 июня 2011 г. N 139.

2. Положение  Центрального банка России от 9 июня 2012 г. N 381-П "О порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России".

3.  Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". "Российская газета" от 9 августа 2001 г. N 151.


© Г.О. Крылов,  Изд-во "Научные технологии", 2012.
 

Книжные Изданияbadge

badge
  • Совершенствование методики технико-тактических действий хоккеистов 11-12 лет: методические рекомендации
  • Цифровизация и интеграция технологий и управления – механизм повышения эффективности
  • Повышение эффективности производства на основе оптимизации планирования и внедрения новых технологий оценки качества продукции
  • Методические основы предпринимательства